Продажи автомобилей в Петербурге в 2016 году упали на 4%

Уже в этом году автомобильный рынок может вырасти на 8%
Hyundai – лидер среди автомобильных марок по темпам роста продаж в Петербурге в 2016 г./ Евгений Разумный/ Ведомости

В 2016 г. в Петербурге было продано 119 517 новых легковых автомобилей, это на 4% меньше, чем в предыдущем году, подсчитали в «Auto-Dealer – СПб». В декабре продажи в Петербурге показали рекорд: дилеры продали 11 715 машин, что на 1% больше, чем в декабре 2015 г., и на 5% больше, чем в ноябре 2016 г., следует из данных агентства. Российский рынок за год сократился на 11% до 1,43 млн машин, по данным АЕБ.

Авторынок достиг дна: меньше автомобилей за последние восемь лет в Петербурге было продано только в 2009 г., на который пришелся пик кризиса, говорит гендиректор «Auto-Dealer – СПб» Михаил Чаплыгин. В декабре 2016 г. продажи вытянули две модели – Hyundai Creta и Lada Vesta, фактически они компенсировали базу тех брендов, которые ушли с рынка, объясняет Чаплыгин.

Продажи увеличились у пяти марок, входящих в топ-10 (см. таблицу). Лучше всего шли дела у Hyundai (+31% за год) и Lada (+26%), спрос упал на Nissan (-21%), Kia (-13%), Mercedes-Benz (-8%).

В ноябре и декабре больше всего ощущался потребительский оптимизм, клиентский поток значительно вырос, подтверждает Сергей Лысов, директор «Автомир – Санкт-Петербург» (дилер Kia и Suzuki). Результаты продаж в «Автомир – Санкт-Петербург» в 2016 г. остались на уровне прошлого года, отмечает он.

Результаты Hyundai во многом обязаны успеху Creta, которая вышла на рынок в этом году, и улучшению качества дилерской сети в городе, объясняет гендиректор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян. По его словам, продажи в «Максимуме» выросли на 8,5% за год благодаря расширению портфеля брендов (добавились SsangYong и «УАЗ») и продажам Hyundai. В январе спрос продолжает расти, отмечает он.

«Аларм-моторс» в 2016 г. продала 5000 новых автомобилей, что на 11,5% больше, чем годом ранее, основной прирост пришелся на марки Kia и Ford, сообщил ее гендиректор Роман Слуцкий. Продажи Fiat Ducato показали хороший результат благодаря нескольким крупным корпоративным сделкам, отмечает Слуцкий.

В 2016 г. продажи в группе Wagner упали на 3% до 5150 машин, в декабре спрос был выше, чем в ноябре, сообщил Михаил Подушко, директор по маркетингу и CRM группы Wagner.

Подъем начался уже в ноябре прошлого года и в течение предновогодних двух месяцев группа «Рольф» продавала примерно на 10% больше новых автомобилей, чем в сентябре – октябре, замечает Владимир Устров, директор дилерского центра Hyundai Рольф Лахта. По его словам, за год дилерские центры группы в Петербурге реализовали 20 562 новых автомобиля (+22% к 2015 г.). На фоне предновогоднего ажиотажа статистика январского авторынка будет слабой из-за сезонного фактора, отмечает Устров.

В 2017 г. на динамике продаж уже не скажутся результаты ушедших с рынка Opel, Chevrolet и Daewoo, замечает Чаплыгин. С учетом спроса на некоторые бестселлеры авторынка возможен рост продаж по итогам года, но положительный прогноз зависит в том числе от срока действия программ господдержки, считает он. В этом году российский автомобильный рынок вырастет на 5–7%, петербургский – на 8–10%, прогнозирует Арустамян. По его словам, есть несколько положительных факторов, среди них – ожидаемый рост цен на нефть и стабилизация валютного курса. Позитивные ожидания связаны с приходом Дональда Трампа на пост президента США, добавляет он: «Потребительское настроение улучшается из-за возможного ограничения санкций и беспрепятственного движения капитала».

Падения продаж по итогам года в Петербурге уже не будет, но рост, скорее всего, будет незначительным, его величина станет зависеть от ставки кредитования, считает Лысов. В «Рольфе» полагают, что результаты 2017 г. останутся на уровне предыдущего года плюс-минус 5%. Рынок Петербурга вырастет на 5–7%, считает Слуцкий.