Toyota и Mitsubishi не вошли в программы льготного автокредитования

Число моделей других производителей сократилось из-за новых требований Минпромторга
Льготное автокредитование 2018 г. было самой востребованной мерой поддержки спроса/ Андрей Махонин / Ведомости

В пятницу, 1 марта, стартуют обновленные программы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» общим бюджетом 3 млрд руб. Они будут действовать на территории России. Субсидируемые скидки – 10 и 25% в зависимости от региона. Автомобиль должен быть локализован в России и стоить не дороже 1 млн руб.

В прошлом году предельная цена была выше – 1,45 млн руб. Из-за роста цен некоторые иностранные автоконцерны, по словам сотрудника одного из них, напротив, лоббировали увеличение предельной стоимости автомобиля. Так что решение Минпромторга для них оказалось неприятным сюрпризом, замечает он. По оценке «Автостата», в 2018 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 7,5% до 1,43 млн руб. Снижение максимальной планки «позволит сконцентрировать поддержку на социально приоритетных слоях населения и наиболее массовом сегменте автомобилей», пояснял ранее представитель Минпромторга. Какие модели в обновленном списке, он в четверг не раскрыл.

Новым условиям госпрограмм льготного автокредитования соответствуют все производимые в России модели Lada (кроме спортивной версии Vesta), Chevrolet (Niva), УАЗа, Datsun и Renault за исключением ряда комплектаций, следует из цен, указанных на сайтах автоконцернов. Эти модели вошли в список, подготовленный Минпромторгом, подтвердил человек, знакомый с его формированием. В списке также легкие коммерческие автомобили ГАЗа, добавил он. В период действия программ в 2018 г. и с их помощью было продано 40% Lada в России, по словам представителя «АвтоВАЗа». «План 2019-го – максимум возможного», – добавил он. В 2018 г. Renault, по словам ее представителя, совместно с «РН банком» продали по госпрограммам 6458 автомобилей (всего в 2018 г. – 137 062 шт.). УАЗ – 1546 автомобилей (всего 41 252 шт.).

У корейских марок в список традиционно вошли Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris. По данным представителя «Хендэ мотор СНГ», в 2018 г. в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» было продано более 13 000 автомобилей Hyundai (всего 178 269 шт., по данным АЕБ). «На Дальнем Востоке планируем вывести модель Creta в абсолютные лидеры в сегменте кроссоверов – также в том числе благодаря госпрограмме», – добавляет он.

В этом году в госпрограммах льготного автокредитования не будет участвовать Toyota, которая в 2018 г. была представлена двумя моделями – RAV4 и Camry. Также в список не попадет Mitsubishi: кроссовер Outlander оказался дороже планки, определенной Минпромторгом. В 2018 г. с помощью госпрограмм было продано 2165 машин Mitsubishi, передал «Ведомостям» через представителя председатель правления «МС банк рус» Саваии Норихиро (всего 45 391 шт.). Сам банк, по его словам, решил и дальше участвовать в госпрограммах. Моделей группы PSA в списке пока тоже нет: седаны Peugeot 408 и Citroen С4 раньше участвовали в госпрограммах, но стоят дороже 1 млн руб. Представитель PSA не стал комментировать возможность участия в госпрограммах. Но заметил, что в 2018 г. с их помощью было продано почти четверть машин в России.

Марка Nissan в госпрограммах льготного автокредитования останется, но число моделей сократится до одной – кроссовера Terrano (от 877 000 руб.). Кроссоверы Qashqai и X-Trail стоят больше миллиона, а бюджетный седан Almera уже не производится в России. По словам представителя Nissan, в 2018 г. с помощью госпрограмм было продано примерно 15% машин марки в России.

У марки Volkswagen в госпрограммах, по всей видимости, останется седан Polo (от 654 900 руб., Минпромторг пока не внес его в список). А вот кроссовер Tiguan под новые условия уже не попадает. У родственной Skoda, видимо, останется Rapid (от 657 000 руб., тоже пока не в списке), а из числа участников выйдут кроссовер Kodiaq и седан Octavia.

У Ford новым условиям соответствуют и уже внесены в список две модели: Fiesta (от 795 000 руб.) и Focus (от 821 000 руб.). Для не вошедших в список кроссоверов Ecosport и Kuga компания планирует маркетинговые программы, не связанные с государственными, сказал представитель Ford Sollers. По его словам, в 2018 г. с господдержкой было продано более 2500 машин Ford (всего 53 234 шт.).

Льготное автокредитование 2018 г. было самой востребованной мерой поддержки спроса на рынке. С ее помощью было продано почти 100 000 автомобилей, по данным Минпромторга. Всего за счет разных программ поддержки было реализовано около 135 000 машин. Из 30,4 млрд руб. общих субсидий на льготное автокредитование пришлось более 9 млрд руб. Сейчас рынок восстанавливается после падения в 2013–2016 гг. Эти программы важны для автоконцернов, поэтому компании, скорее всего, за счет скидок и изменения комплектаций попытаются вернуть в госпрограммы часть моделей – если это ходовые модели, а их текущие цены незначительно, на 50 000–70 000 руб., выше планки, установленной Минпромторгом, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.