«Соллерс» готовит УАЗ к партнерству с глобальным автоконцерном

Новый продукт компания сама создать не в состоянии
Максим Стулов / Ведомости

УАЗ вступил в завершающий этап комплексной трехлетней программы реструктуризации, сообщила 18 ноября группа «Соллерс», в которую входит Ульяновский автозавод. Ключевой целью реструктуризации является концентрация в рамках компании активов и компетенций современного автопроизводителя по модели, применяемой в мировом автопроме, объясняет «Соллерс». В периметр этих активов входят штамповка, сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей.

Реструктуризация необходима для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном, пояснил «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Соллерс». По его словам, самостоятельно ни УАЗ, ни «Соллерс» не справятся с инвестиционной нагрузкой, возникающей при создании новой модельной линейки. Предполагается, что зарубежный партнер принесет свою платформу для производства автомобилей под своим брендом и под брендом УАЗа. Вместе с тем завод продолжит собирать собственные модели, как делает это сейчас, уверяет собеседник. Создание партнерства запланировано на 2022 г., пояснил источник «Ведомостей», не разглашая его потенциальных участников.

Группа «Соллерс» основана в 2002 г. и принадлежит Вадиму Швецову. Автомобилестроительные активы группы объединены в «Соллерс авто», 72,87% которой принадлежит головной группе. Еще 0,046% компании принадлежит Швецову напрямую, 0,43% – у гендиректора «Соллерс авто» Николая Соболева, оставшееся – в свободном обращении. В «Соллерс авто» помимо УАЗа входят Заволжский моторный завод и совместные предприятия с Ford, Mazda и Isuzu. Основная производственная площадка группы находится в Ульяновске, на базе УАЗа. Сам УАЗ выпускает внедорожники «Патриот» и «Пикап», а также коммерческие автомобили «Профи» и СГР («буханка»). Продажи УАЗа, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 2,3% в России за 10 месяцев 2021 г., составив 25 875 машин.

Что с деньгами у «Соллерс»

В первом полугодии 2021 г. «Соллерс авто» получила выручку по МСФО в размере 36,8 млрд руб. против 23,1 млрд руб. годом ранее. Рост показателя на 59% компания обосновывает увеличением розничных продаж Ford Transit на 87% – до 8300 автомобилей, а также внедорожников и коммерческих автомобилей УАЗ – на 7% до 13 200 штук. Показатель EBITDA за отчетный период вырос в 3 раза до 3,4 млрд руб. Чистая прибыль компании по итогам первого полугодия составила 277 млн руб. против убытка в 1,2 млрд руб. годом ранее.

О невозможности создать новый продукт на УАЗе говорил и гендиректор завода Адиль Ширинов в интервью «Бизнес Online». По его словам, у УАЗа есть собственная ниша в виде сегмента внедорожников и качество этих машин нужно отрабатывать до оптимального состояния. Ширинов также подтвердил изданию отказ от проекта «Русский Prado» – внедорожника на новой платформе, появление которого Швецов анонсировал весной 2019 г.

На заключительном этапе реструктуризации из УАЗа будет выделена новая компания – «Промфининвест», сообщает «Соллерс». Единственным владельцем новой компании станет «Соллерс авто». «Промфининвест» сфокусируется на содержании и модернизации непрофильных активов и инфраструктуры, находящихся на промышленной площадке УАЗа, а также сопровождении вспомогательных операций, поясняет группа.

Новая компания нужна для развития непрофильных активов через привлечение сторонних инвесторов, переориентацию на новые отраслевые направления, а также формирование перспективных форм развития, в том числе индустриальных парков и технопарков для субъектов МСП, сообщает «Соллерс». «В результате проводимой реорганизации УАЗ сохранит все необходимые кооперационные связи, но повысит конкурентоспособность основного вида деятельности – производства автомобилей – за счет сокращения накладных расходов. Сокращений численности персонала не планируется», – говорится в сообщении.

Аналитик «ВТБ-капитала» Владимир Беспалов называет логичным решение «Соллерс» не развивать собственный модельный ряд УАЗа. Объемы продаж автозавода невелики, а инвестиции для создания новой платформы нужны огромные – это сотни миллионов долларов, сказал он «Ведомостям». Кому может быть интересно партнерство с УАЗом – сейчас сказать трудно, но надо исходить из того, что российский авторынок – один из крупнейших в Европе и для глобальных компаний, еще не присутствующих тут, это возможность зайти в этот сектор, рассуждает аналитик.