Автосалоны в 2022 году заработали больше всего на Lada Granta

Альтернативы у потребителей с небольшим доходом на авторынке просто не было
Как в 2021-м, так и в прошлом году российские машины брали вершины рейтинга количеством проданных экземпляров, уступая в цене/ Андрей Гордеев / Ведомости

Россияне в 2022 г. купили автомобилей Lada Granta на 66,7 млрд руб. – это почти в 2 раза больше, чем годом ранее (35,4 млрд руб.). Об этом говорится в материалах «Автостат инфо», с которыми ознакомились «Ведомости».

Lada Granta была самой популярной машиной в России в 2022 г. Всего было куплено 95 879 экземпляров этой модели, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Это на 14% меньше, чем в 2021 г. На учет в России за прошлый год, по данным «Автостат инфо», было поставлено 88 257 Granta.

В целом картина лидеров авторынка по выручке от продаж претерпела в 2022 г. значительные изменения, следует из материалов статистики. В частности, на втором месте после Lada Granta оказалась Chery Tiggo 7 Pro (46,2 млрд руб.), на третьем – Haval Jolion (36,7 млрд руб.), на четвертом – Lada Vesta (36 млрд руб.), на пятом – Hyundai Creta (34,6 млрд руб.).

В 2021 г. Lada Vesta была лидером по количеству средств, потраченных на ее приобретение, в целом она сгенерировала 90,73 млрд руб. выручки дилерам, на втором месте была Toyota Rav4 (90,65 млрд руб.). Далее по объемам выручки шли Hyundai Creta (86,8 млрд), Kia Rio (82,03 млрд) и Toyota Camry (70,8 млрд руб.).

Как в 2021-м, так и в прошлом году российские машины брали вершины рейтинга количеством проданных экземпляров, уступая в цене. Например, в 2021 г. Lada Vesta разошлась тиражом 109 028 машин, тогда как Toyota Rav4 купили 37 212 раз. Аналогичная ситуация, но с еще большей разницей сложилась и в 2022 г. Продажи Chery Tiggo 7 Pro, которая занимает вторую строчку среди лидеров по объему выручки, составили 18 699 машин. Но стоит такая машина в 3,5 раза больше, чем Lada Granta, – около 2,65 млн руб.

Всего же оборот продаж новых легковых машин в России снизился почти вдвое по итогам 2022 г. до 1,47 млрд руб., следует из данных «Автостат инфо». Это произошло на фоне сильнейшего за последние годы сжатия российского авторынка. По оценкам «Автостата» на основе выданных электронных паспортов транспортных средств, за прошлый год было продано всего 626 300 легковых машин – на 59% меньше по сравнению с 2021 г.

Ощутимое падение продаж началось в марте 2022 г. после начала СВО на Украине, прекращения поставок импортных автомобилей в Россию и остановки местных автозаводов. Усугубило ситуацию резкое укрепление иностранной валюты. По итогам года средневзвешенная (с учетом доли рынка. – «Ведомости») стоимость новой легковой машины выросла на 17% по сравнению с 2021 г. до 2,33 млн руб., следует из данных «Автостата». Из 60 автомобильных брендов, представленных в стране на начало 2022 г., к концу года осталось только 14.

Вполне возможно, что Lada Granta сохранит за собой лидерство по обороту и в 2023 г., допускает автоэксперт Владимир Беспалов. Он ожидает, что в лидерах по выручке на авторынке будет больше моделей из Китая, особенно если в Россию из КНР будут завозить больше премиальных и люксовых машин.

По оценкам эксперта, в деньгах продажи новых легковых машин в России в 2023 г. вырастут примерно на 30%. Из них 20% роста будет обеспечено увеличением продаж автомобилей в штуках, еще 10% – повышением средней цены за счет роста доли более дорогих моделей, считает Беспалов.

По данным аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, потребительские траты россиян с учетом инфляции снизились во II квартале 2022 г. на 7% год к году, а в третьем – на 6,4%. Одной из главных проблем стала покупка автомобиля, отмечает социолог Денис Волков. Наиболее важным фактором при принятии решения была цена, а также доступность автомобиля для покупки, говорит он. Немаловажным Волков считает также наличие в продаже необходимых запчастей.

С доступностью машин производства «АвтоВАЗа» в 2022 г. также были проблемы. В конце апреля концерн лишился своего многолетнего партнера и главного акционера – французской группы Renault. После ее ухода завод лишь через несколько месяцев смог возобновить производство, да и то самых простых моделей (Granta и Niva) и в самых «бедных» комплектациях.