«Газпром» может купить долю в изготовителе президентского лимузина Aurus

Автомобильной компании нужны деньги для дальнейшего развития
Андрей Гордеев / Ведомости

Как выяснили «Ведомости», «Газпром» может войти в капитал отечественного производителя люксовых машин Aurus. Об этом знают три источника, знакомых с акционерами автомобильной компании. Сроки реализации сделки собеседникам не известны, но принципиальное решение в ее отношении на правительственном уровне уже принято, говорит один из них.

По словам другого источника, сделка будет денежной, поскольку Aurus нужны инвестиции для развития своего автомобильного проекта. Ни размер доли, которую может получить «Газпром», ни ее стоимость ему не известны. Третий собеседник отмечает, что газовая монополия может получить до 40% автопроизводителя от его крупнейшего акционера – подведомственного Минпромторгу госинститута ФГУП «НАМИ».

Именно с НАМИ начинался проект Aurus в 2013 г. Тогда правительство поручило автомоторному институту разработку семейства автомобилей на единой модульной платформе (ЕМП) для перевозки первых лиц страны. Этот проект получил условное название «Кортеж». В его рамках не без помощи зарубежных партнеров НАМИ выстроил линейку машин в четырех типах кузова: седан, лимузин, минивэн и внедорожник. Правительство выделило на проект 12,4 млрд руб. Лимузин, получивший наименование Senat, впервые использовался на инаугурации президента Владимира Путина 7 мая 2018 г.

Выпуск автомобилей на базе ЕМП предполагал и коммерческие продажи (кроме минивэна). Для этого на базе «НАМИ-авто» в конце 2017 г. было создано ООО «Аурус» (от латинского aurum, «золото», и Russia – «Россия»). Этот бренд и стал наименованием линейки люксовых машин. Изначально 75% Aurus принадлежало НАМИ, остальные 25% – «Соллерсу», который стал производственным партнером проекта.

В 2019 г. арабский фонд Tawazun купил 36% Aurus за 110 млн евро. Деньги предполагалось направить на запуск и развитие массового производства этих автомобилей на площадке «Соллерса» в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга). У НАМИ после сделки с арабским фондом осталось 63,5% Aurus, у «Соллерса» – 0,5%. Других изменений в структуре акционеров компании до текущего момента, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», не происходило.

54 автомобиля Aurus

было поставлено на учет в России с начала 2023 г., за весь прошлый год – 31 автомобиль

«Ведомости» направили запросы в «Газпром», Минпромторг, НАМИ и Aurus. «Газпром» 26 октября официально сообщил, что «правление приняло к сведению информацию о ходе реализации проекта Aurus. Вопрос будет внесен на рассмотрение совета директоров». Какой из проектов Aurus будет рассматриваться и когда состоится совет директоров компании, неизвестно.

На вопрос об актуальном статусе совместных с Aurus проектов представитель газовой монополии ответил, что иной доступной информации, помимо изложенной в сообщении компании, «сейчас нет».

«Газпром» уже имел дело с брендом Aurus. Еще в 2019 г. на авиасалоне МАКС был представлен вертолет «Ансат Aurus» Казанского вертолетного завода с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus. В 2021 г. компания показала на авиашоу в Дубае Aurus Business Jet на основе российского самолета SSJ100. А в сентябре 2023 г. компания «Газпром тех» приобрела казанскую «Аурус-аэро», которая занимается производством авиатехники, писал «Интерфакс». 

Кроме того, в мае 2023 г. Минпромторг, Объединенная судостроительная корпорация и «Газпром» подписали соглашение о намерениях по взаимодействию и сотрудничеству для реализации проекта «Аурус-марин». Речь идет о создании проекта для судна премиум-класса длиной 20–40 м. Дизайн-проект будущего судна должен быть готов не позднее конца 2024 г. 

Автомобильное производство Aurus убыточно и возможный приход «Газпрома» следовало бы расценивать как прямую финансовую поддержку компании, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Последняя доступная отчетность ООО «Аурус» датирована 2021 г. По итогам того года чистый убыток автопроизводителя по РСБУ составил 953,6 млн руб. против прибыли 271,1 млн годом ранее, выручка была на уровне 370,1 млн руб. 

В мае 2021 г. в Елабуге было запущено производство Aurus Senat в кузове седан. Тогдашний глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Ведомостям» говорил, что на автомобиль уже есть порядка 500 предзаказов, а до конца 2019 г. будет выпущено от 200 до 300 машин, не считая спецзаказа для нужд правительства и президента. Цены на автомобиль начинались с отметки в 18 млн руб. Годом позже стартовал выпуск внедорожника Aurus Komendant, который стоил существенно дороже – от 34 млн руб. 

По словам Бургазлиева, Aurus был бы рентабельным при продажах от 500 машин в год. «Двигатель и коробка передач для них сейчас – это мелкосерийная, почти штучная продукция», – отмечает он. Всего с 2019 г. на учет в России было поставлено 114 автомобилей Aurus, следует из данных о регистрациях транспортных средств. Из них 31 был куплен в 2022 г. и 54 – в 2023 г. Включает ли это количество технику, поставляемую в адрес правительства и президентского гаража, неизвестно. 

Бургазлиев допускает появление у Aurus «восточного партнера», который поможет наладить производство более дешевых автомобилей под брендом компании Aurus. Об этом говорит и один из источников «Ведомостей». По состоянию на 29 октября на сайте auto.ru было лишь семь объявлений о продаже новых Aurus. Из них два внедорожника Komendant по цене 44 млн руб. и пять Aurus Senat от 41,4 млн руб. Только одна из представленных на агрегаторе машин имеет статус «в наличии» у дилера. 

Экономической логики в возможной сделке Aurus и «Газпрома» не просматривается, поскольку технологическая синергия между компетенциями, которые есть у этих компаний, по большей части отсутствует, считает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

При участии Александра Волобуева