Автоконцерны просят перенести уплату утильсбора на конец 2024 года

Это позволит им решить проблему дефицита оборотных средств и создать запас комплектующих
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские национальные автоконцерны попросили правительство вновь перенести уплату утилизационного сбора за произведенную в 2024 г. автотехнику на конец года. Об этом представители заводов заявили 20 ноября в ходе парламентских слушаний комитета по экономической политике Совета Федерации.

Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов обосновал необходимость этой меры проблемой оборотного капитала у компании в условиях высоких процентных ставок по кредитам. Напомним, что Банк России в конце октября поднял ключевую ставку, от которой зависят ставки кредитов коммерческих банков, с 13 до 15% из-за усилившейся инфляции. В целом с июля 2023 г., когда ставка составляла 8,5%, она выросла на 650 базисных пунктов.

Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический. Он платится поквартально за каждое транспортное средство из расчета базовой ставки, умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, массы, возраста и объема двигателя.

Изначально сбор был введен в России в 2012 г. как инструмент защиты местного рынка от импорта в условиях жестких правил ВТО. С 2014 г. его платят и российские производители автотехники. Но для последних, в отличие от импортеров, предусмотрены промышленные субсидии, официально никак не связанные с утильсбором, но фактически его компенсирующие.

По словам Соколова, «АвтоВАЗ» в 2024 г. должен будет выплатить примерно 20 млрд руб. только в качестве процентов по взятым кредитам. «Конечно, эти деньги не пойдут на инвестиции и другую производственную программу», – посетовал топ-менеджер. В этой связи он попросил поддержать предложение об отсрочке уплаты утилизационного сбора в бюджет в 2024 г. Источник «Ведомостей», близкий к компании, в октябре оценивал общую кредитную нагрузку «АвтоВАЗа» в 110–120 млрд руб. Просьбу Соколова поддержали присутствовавшие на слушаниях в Совфеде представители «Камаза» и группы ГАЗ.

Согласно постановлению правительства № 313 от февраля 2023 г., отечественные предприятия автопрома получат отсрочку по уплате утильсбора за IV квартал 2022 г. и за I–III кварталы 2023 г. Таким образом, конечный срок внесения платежа перенесен на 15 декабря 2023 г. Отсрочка должна помочь автопроизводителям решить проблему дефицита оборотных средств, а также создать запас комплектующих для бесперебойной работы производственных линий, отмечалось в релизе правительства по итогам принятия постановления. Аналогичная мера была принята и в мае 2022 г.

Соколов в беседе с журналистами 20 ноября уточнил, что в этом году «АвтоВАЗ» заплатит около 60 млрд руб. «отсроченного» утильсбора. По факту практически всю сумму компания возвращает себе в виде субсидий, отметил топ-менеджер (цитата по «Интерфаксу»). Объем утильсбора в 2024 г. будет для компании на 15–20% больше, чем в предыдущий год, и составит порядка 20 млрд руб. за квартал, оценил Соколов.

Минпромторг поддерживает перенос уплаты утильсбора на конец 2024 г., заявил на слушаниях профильный заместитель министра промышленности Альберт Каримов. Он назвал эту меру «действенной» в текущих условиях, когда предоставление оборотного капитала способно значительно поддержать отрасль. Минпромторг подготовил предложение по переносу сроков уплаты утилизационного сбора автопроизводителями за IV квартал 2023 г. и I–III кварталы 2024 г. на декабрь будущего года, подтвердил «Ведомостям» представитель ведомства. Он уточнил, что проект направлен на межведомственное согласование и уже поддержан Минэкономразвития.

Перенос уплаты утильсбора на конец года помогает снять существенную часть финансового бремени с автопроизводителя, указывает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, она очень помогла в 2022 г. в свете еще большего (до 20%) роста ключевой ставки. Когда капитал компании не уменьшается на размер ежеквартальных выплат, эти деньги остаются в обороте производителя и работают на покрытие закупок, пополнение запасов, выполнение разработок, перечисляет эксперт.