Минприроды предлагает ужесточить экосбор для импортеров шин и упаковки

Экспериментальный режим может стать обязательным уже через три года
За утилизацию импортных шин заплатить придется уже на таможне/ Андрей Махонин / Ведомости

Минприроды предлагает провести в России эксперимент по взиманию авансом экологического сбора с импортеров шин для легковых автомобилей и упаковки из комбинированных материалов. Сбор касается ввоза товаров из стран за пределами ЕАЭС (входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Об этом говорится в проекте постановления министерства, который вместе с сопроводительным письмом был разослан на рассмотрение в ведомства 22 декабря 2023 г. «Ведомости» ознакомились с этими документами.

Суть эксперимента заключается в том, чтобы обязать импортеров этих товаров оплачивать экосбор еще до выпуска товара в оборот на территории России по правилам, установленным 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По ним ставка сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию изделия. Также туда могут включаться затраты на создание инфраструктуры для переработки.

По текущим правилам и производители, и импортеры платят экосбор ретроспективно: например, в 2024 г. организации будут вносить платежи за переработку тех товаров, которые были проданы в 2023 г.

В качестве альтернативы импортерам предлагается разрешить представлять в федеральную государственную информационную систему (ФГИС) учета отходов уведомление о самостоятельной утилизации товаров, потерявших потребительские свойства, с приложением банковской гарантии, покрывающей размер сбора. Также можно заключить договор поручительства по уплате сбора с аккредитованной организацией, которая занимается переработкой, следует из документа.

Координацию проведения эксперимента Минприроды хочет возложить на себя, а проводить оценку его результатов и докладывать в правительство будет совместно с Российским экологическим оператором (РЭО). Оператор должен принять участие в эксперименте в качестве оператора ФГИС учета отходов на безвозмездной основе. Согласно проекту эксперимент должен продлиться 2,5 года – с 1 июня 2024 г. по 31 декабря 2026 г.

В письме к проекту постановления ведомство просило Минэкономразвития, Минпромторг, Росприроднадзор, Федеральную таможенную службу (ФТС) и РЭО рассмотреть данную инициативу и направить свои позиции в адрес Минприроды до 11 января 2024 г. Согласительное совещание по эксперименту должно состояться 16 января, следует из письма за подписью замминистра природных ресурсов Дмитрия Тетенькина.

В рамках действующих правил по расширенной ответственности производителей (РОП) изготовитель или импортер обязан утилизировать 30% от массового объема реализации продукции за предыдущий отчетный период, с 1 января 2024 г. – от массового объема производства или импорта соответствующих товаров, напоминает исполнительный директор ассоциации «Экошинсоюз» Сергей Подойников.

По его словам, у компании есть три варианта, как это сделать: заплатить государству по 7109 руб. за 1 т утилизируемого товара, построить собственные мощности по переработке либо заказать ее в профильной организации. Обычно свои мощности строят только те, кто может использовать продукт утилизации повторно, – например, производители напитков, говорит Подойников. 

Расширенная ответственность производителей и импортеров заработала в 2015 г. на основе 458-ФЗ. Этот закон обязал компании обеспечить утилизацию ряда товаров и упаковки после использования и утраты потребительских свойств.

Если в 2016–2017 гг. объемы переработки изношенных шин в стране не превышали 7–10%, то к 2021–2022 гг. показатель превысил 30%, говорит Подойников. Но существенная доля импортеров другой номенклатуры уклонялась от исполнения обязанностей в рамках РОП, поскольку санкций за это со стороны Росприроднадзора не предусмотрено. По сути, эксперимент лишь предваряет введение новых правил РОП, которые станут обязательными с 2026 г. согласно 451-ФЗ (изменяющий 89-ФЗ), поясняет он. 

Это подтверждает и представитель Минприроды. По его словам, результаты эксперимента позволят оценить, насколько добросовестно импортеры подойдут к вопросу, как профильным госорганам реагировать на возможные нюансы работы по новым правилам, нужно ли оператору ФГИС дополнительно адаптировать ее функционал к запросам пользователей, возрастет ли объем фактически утилизированных отходов.

Такой проект постановления поступал на рассмотрение в РЭО, подтвердил гендиректор компании Денис Буцаев. По его словам, предлагаемое регулирование имеет важное значение для механизма РОП и требуется детальное обсуждение порядка его реализации с участниками эксперимента. «По сути, эксперимент проводится для апробации новых правил и состоит в том, что на импортеров отдельных групп товаров раньше, чем на других, распространится новый механизм РОП», – уточнил топ-менеджер. 

Объем образования отходов шин в 2023 г. составил около 870 000 т, говорит Буцаев. При действующем нормативе утилизации в 30% имеющихся 500 000 т мощностей по переработке хватит для проведения эксперимента, а увеличение норматива до 80% к 2029 г. обеспечит ввод новых мощностей, уверен он. 

Письмо Минприроды находится на рассмотрении, позиция службы в установленном порядке будет направлена в адрес министерства, сказал «Ведомостям» представитель Росприроднадзора. По словам собеседника, в 2022 г. утилизировано 98% от общего количества отходов от использования шин, которые должны быть переработаны в соответствии с законодательством.

Представитель Минпромторга также подтвердил получение письма. По его словам, действующая система утилизации шин требует некоторой модернизации в отношении существующих недобросовестных практик – например, использования фирм-однодневок. На это и направлен эксперимент, говорит собеседник. 

В случае запуска эксперимента для добросовестных импортеров фактически ничего не изменится, потребуется лишь заранее оформить документы, уверяет представитель Росприроднадзора. «Обязательства возникнут лишь для импортеров, которые ранее использовали серые схемы и уходили от уплаты экосбора, так как без оформления документов, подтверждающих факт утилизации или уплаты сбора, выпуск продукции таможенным органом для потребления на территории страны будет невозможен», – поясняет он. 

Эксперимент поможет выравнять условия конкуренции для участвующих в нем товарных групп и, возможно, повысит собираемость экосбора, предполагает представитель Минпромторга. Но в проекте эксперимента нет норм по участию в нем ФТС, а значит, контроля исполнения указанных обязательств таможней не предполагается, указывает собеседник. 

Представитель ФТС в беседе с «Ведомостями» лишь подтвердил получение письма Минприроды. Представитель профильного вице-премьера Виктории Абрамченко на вопросы не ответил.