Дилеры предложили создать госкорпорацию для развития автопрома

Она объединит компетенции отрасли и станет основным «переговорщиком» с иностранцами
Госкорпорация должна, по замыслу авторитейлеров, стать не огромным автоконцерном, а куратором всех этапов бизнеса по производству автомобилей/ Сергей Мальгавко / ТАСС

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) предлагает создать госкорпорацию по развитию автомобильной промышленности «Росавто». Об этом на пресс-конференции 18 января рассказал президент РоАД Алексей Подщеколдин.

Эта инициатива будет оформлена в виде предложений по корректировке стратегии развития автопрома до 2035 г. Их разработка будет завершена в I квартале 2024 г., уточнил Подщеколдин. По его словам, к работе над инициативой планируется привлечь деловые объединения – «Опору России» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

По словам Подщеколдина, предполагается, что «Росавто» будет заниматься планированием производства автомобилей и запчастей в стране – разрабатывать новые модели и технологии, распределять заказы на производство машин, вырабатывать законодательные инициативы по регулированию взаимодействия участников отрасли, курировать подготовку кадров. Глава РоАД отмечает, что Минпромторг признает недостаток специалистов в профильном департаменте для решения большого количества отраслевых задач. «Ведомости» направили запрос в это министерство и в Минэкономразвития.

«Опора России» (представляет интересы малого и среднего бизнеса. – «Ведомости») готова обсуждать эту инициативу с отраслевым сообществом, сообщил через представителя «Ведомостям» председатель комиссии объединения по автотехобслуживанию Сергей Тимофеев. Эта комиссия, по его словам, «давно предлагает определить куратора в отрасли, ответственного за развитие автомобильной сферы, включая все этапы жизненного цикла транспортного средства – от производства до утилизации». Но для объективности в решении этого вопроса нужно провести дополнительные обсуждения с РоАД и понять, что конкретно закладывается в эту идею, заметил Тимофеев. «Ведомости» также запросили позицию РСПП.

Российский автопром после начала СВО весной 2022 г. остался без основных производственных партнеров из Японии, Кореи и европейских стран. Из-за сложностей с доставкой компонентов некоторое время простаивали даже отечественные автозаводы. В результате продажи новых легковых машин по итогам того года снизились на 59% к 2021 г. и составили 626 281 единицу, следует из данных «Автостата». В 2023 г. рынок вырос на 69% до 1,06 млн транспортных средств, более 60% из которых пришлось на китайские марки.

По словам Подщеколдина, зарубежным инвесторам для принятия решения об организации производства в России нужен «переговорщик от государства» и гарантии, что выпускаемая продукция будет востребована. Такие функции, по его мнению, могла бы взять на себя профильная госкомпания. «Сначала была мысль создать копию Министерства автомобильной промышленности СССР, но, во-первых, это сложнее, а во-вторых, наши крупнейшие госкорпорации и так, по сути, имеют полномочия министерств», – отметил Подщеколдин.

Как возникали госкорпорации

Госкорпорация как особая организационно-правовая форма юрлица появилась в России в 1999 г. Основные госкорпорации в стране созданы уже в 2000-х гг. Это «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», ВЭБ.РФ, Агентство по страхованию вкладов и некоторые другие. Каждая из таких корпораций создавалась на базе имущественного взноса государства (например, в «Ростех» вносились машиностроительные активы, в «Росатом» – предприятия атомной отрасли и т. д.) и функционирует на основании отдельного закона. В ряде случаев госкорпорации имеют право исполнять отдельные функции государственной власти. При этом имущество госкорпораций не является собственностью государства. Большинство госкорпораций создавалось для консолидации и управления активами в конкретной отрасли.

Отдельное министерство автопрома (Минавтопром) в СССР существовало в 1946–1947, 1955–1957 и 1965–1988 гг. Сейчас ключевые аспекты развития этого сектора промышленности регламентированы отраслевой стратегией, созданной Минпромторгом с учетом позиций заинтересованных ведомств. Документ в текущем виде был утвержден правительством в конце 2022 г.

Основные цели стратегии – удовлетворение потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечение технологического суверенитета отечественного автопрома. Задачи – стимулирование производства и спроса за счет господдержки и создание автокомпонентных производств, преимущественно в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности.

Но чтобы российские компоненты появились и стали конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами, необходимо вложить в общей сложности 2,7 трлн руб. в 2023–2035 гг. в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также в организацию производства автокомпонентов, следует из документа.

Отечественные концепции развития автопрома 10–20-летней давности исходили из других предпосылок: производство автомобилей не считалось стратегической отраслью, напоминает автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, ситуация с тех пор сильно изменилась, подходы должны поменяться. Нужна отраслевая консолидация в силу масштабности задач, стоящих перед автопромом, даже мировые игроки объединяются в альянсы, подчеркивает он.

«Другой вопрос, в какой форме эта консолидация должна происходить. Сами производители зачастую не могут договориться, и координация со стороны государства нужна. Оно может помочь найти соответствующую форму для объединения, но менять рыночные отношения «госпланом» было бы не совсем правильно», – полагает Беспалов.

Пока инициатива РоАД не выглядит однозначно позитивной, потому что важны детали – как именно такая госкорпорация будет работать, говорит руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. По его словам, если новый орган будет заниматься исключительно лоббизмом и жестким регулированием рынка, то ничего хорошего не будет, потому что тогда его деятельность превратится в «выбивание преференций» и нерыночных условий для местных игроков.

«Но теоретически, если можно было бы поставить задачу выравнивания условий конкуренции между российскими и иностранными предприятиями, это могло бы пойти на благо данному сектору промышленности», – считает эксперт.