В ЕАЭС создадут единую систему контроля стоимости ввозимых товаров

Это может ограничить поставки импортных машин в Россию через Киргизию
Александр Кондратюк / РИА Новости

Правительства стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) должны к 1 апреля 2024 г. обеспечить создание и применение в своих государствах единой системы управления рисками (СУР). Об этом говорится в проекте поручения по итогам заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшего 2 февраля в Алма-Ате. «Ведомости» ознакомились с документом.

Инициатором создания СУР, следует из материалов, выступила Россия.

В рамках работы над системой таможенные органы стран ЕАЭС (в границах союза нет таможенных пошлин при торговле между странами) должны получить законодательную возможность контролировать товары, которые были изначально оформлены в одном государстве союза, а затем ввезены в другое. Такой контроль не исключает доначисления таможенных пошлин и иных платежей, отмечается в документе.

Эта мера нужна для выстраивания в границах стран ЕАЭС единой системы контроля правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран, говорится в справке к поручению совета.

В качестве примера в ней приводятся случаи поступления на территорию России электромобилей, которые были ввезены через Киргизию по заниженной таможенной стоимости. Такие действия нивелируют принимаемые в России меры по развитию внутреннего производства и сокращают поступления в бюджет, подчеркивается в справке.

Контролировать правильность заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран, предполагается следующим образом: таможенные органы стран ЕАЭС будут ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направлять в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) и таможенникам других стран ЕАЭС информацию о средней задекларированной стоимости ввозимых из третьих стран товаров, а также количестве проведенных мероприятий по корректировке таможенной стоимости.

Представитель ФТС сказал «Ведомостям», что на данном этапе вопрос относится к компетенции ЕЭК. Служба осуществляет администрирование после того, как решения приняты на наднациональном уровне, пояснил он. Представитель ЕЭК лишь отметил, что поручение по итогам ЕМПС касается совершенствования нормативной базы ЕАЭС по направлению СУР в целом и подготовке предложений по его регулированию на уровне актов союза. Других пояснений по поводу инициативы он не предоставил.

На страны ЕАЭС приходится пятая часть всего импорта новых (не старше трех лет) легковых автомобилей в Россию по итогам 2023 г., следует из статистики «Автостата» на основе данных их совместного предприятия с системой электронных ПТС. Из 707 000 ввезенных в РФ в прошлом году легковушек 79% пришлось на Китай, 8% – на Киргизию, 6% – на Казахстан, 2% – на Белоруссию, 1% – на Армению, оставшиеся 3% – прочие страны.

Для сравнения: всего в прошлом году в России было продано 1,06 млн новых легковых машин – на 69% больше, чем в 2022 г.

В рамках СУР на уровне ЕАЭС, вероятно, будут созданы профили рисков товара, обязательные к исполнению всеми странами – членами союза, говорит юрист по спорам с таможней Михаил Шавернев. В таком случае если, например, цена китайского электрокара BYD E6 при ввозе в Россию окажется меньше указанных в профиле риска ФТС $15 000, то все таможенные органы союза будут обязаны начать проверочные мероприятия – в том числе и в Киргизии, объясняет юрист.

Как будут восприняты таможнями разных стран общие профили риска, сейчас неизвестно, констатировал собеседник. Но контроль цен на перемещаемые товары, по его словам, не означает движения в сторону запрета параллельного импорта. При этом ввоз автомобиля через Киргизию позволяет снизить его конечную стоимость для покупателя в России на треть, отмечает Шавернев.

Роль стран ЕАЭС была еще и в том, чтобы поставщики автомобилей из недружественных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, могли избежать рисков при продаже техники в Россию, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он называет «логичным» выравнивание таможенных сборов вне зависимости от того, в какую из стран ЕАЭС ввозится техника.

Эксперт указывает, что после открытия неофициальных каналов поставок автомобилей в Россию в 2022 г. многие сопредельные страны уже ввели повышенную плату за транзит техники по своей территории. Это сделало невыгодным такие поставки и привело к постепенному сокращению объема параллельного импорта, поясняет он. После запуска СУР объем ввоза машин через Киргизию будет снижаться, что приведет к росту импорта из Китая, считает Удалов.

«Ведомости» направили запрос в Минпромторг.