Цены на новые автомобили снизились на 1–3% с начала года

Это связано с ростом предложения со стороны дилеров на фоне охлаждения спроса
Максим Стулов / Ведомости

Средние цены на новые легковые автомобили в России по итогам января – февраля 2024 г. снизились на 1–3% в сравнении с концом прошлого года. Об этом рассказали опрошенные «Ведомостями» агрегаторы объявлений о продаже машин – «Авто.ру», «Авито авто» и «Дром».

Автотехника в России впервые с весны 2022 г. начала заметно дешеветь. Тогда на авторынке наблюдался резкий скачок цен на фоне роста курсов иностранной валюты, который был частично отыгран в последующие месяцы.

По данным «Авто.ру», за два месяца 2024 г. средняя стоимость новой легковушки снизилась на 2,6% по сравнению с оценкой на конец 2023 г. и составила 3,64 млн руб. Больше всего за рассматриваемый период подешевел гибридный кроссовер Seres Aito M5 – на 14% до 5,86 млн руб. На 12% снизилась цена на обновленный Mitsubishi ASX – до 3,31 млн руб., на 11% – Seres Aito M7 (6,75 млн руб.). Наибольшее удорожание коснулось Nissan Qashqai, который стал стоить больше на 18% и сейчас в среднем предлагается за 3,7 млн руб.

Небольшое снижение средней стоимости новых автомобилей объясняется ростом предложения со стороны дилеров на фоне охлаждения спроса у потребителей, говорит руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов. Цены продолжат снижаться и в марте, прогнозирует он. Но в апреле, по словам собеседника, они будут пересмотрены в большую сторону в связи с изменением правил таможенного оформления импортируемых автомобилей.

Правительство России приняло решение с 1 апреля 2024 г. в рамках единой системы управления рисками на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) доначислять таможенную пошлину при ввозе машины в РФ через государства ЕАЭС в случае ее занижения («Ведомости» писали о доначислении пошлин 8 февраля).

За первые два месяца 2024 г. средняя стоимость новой легковой машины на «Авито авто» снизилась на 1% до 2,97 млн руб., следует из данных платформы. Среди наиболее востребованных автомобилей на «Авито» сильнее других подешевели Geely (на 16% до 3,5 млн руб.), Lada (на 9% до 1,1 млн руб.) и Changan (на 1% до 2,75 млн руб.). «В начале этого года дилеры начинают распродавать автомобили предыдущего года выпуска по более привлекательной цене», – отмечает руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито авто» Камран Гусейнов.

В предыдущие два года авторитейл не прибегал к подобной практике в силу сохранения дефицита машин. В феврале 2024 г. в России было продано 103 954 легковые машины – почти в 2 раза больше, чем годом ранее, следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС. По итогам первых двух месяцев этого года продажи оказались в 1,8 раза выше, чем за тот же период 2023 г., и составили 184 166 единиц техники.

Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов подтверждает актуальность тренда на снижение цен, о котором сообщили агрегаторы. В то же время он отмечает, что во второй половине февраля цены снова начали расти из-за анонса доначислений таможенных пошлин на ввезенные в Россию через ЕАЭС автомобили. «Ожидание этих изменений спровоцировало подорожание техники. «Рольф» начал поднимать цены во второй половине февраля из-за соответствующих действий поставщиков», – поясняет собеседник.

Рынок как новых, так и подержанных автомобилей был в целом стабилен в первые месяцы 2024 г., говорит представитель «Дрома». Средняя стоимость новой легковой машины по итогам января – февраля составила 3,3 млн руб. (+0,9% к ценам конца 2023 г.), с пробегом – 1,14 млн руб. (+2%), следует из данных компании. На площадке «Авто.ру» средняя стоимость транспортного средства во вторичном сегменте снизилась за сопоставимый период на 0,3% до 2,2 млн руб.

Ценовые тенденции начала года похожи на то, о чем говорят агрегаторы, и особенно в части тех моделей, по которым у дилеров есть излишние стоки, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Онлайн-площадки в своих расчетах отталкиваются от тех цен, которые указаны продавцами в объявлениях, но эти значения могут отличаться от финальной стоимости автомобиля, подчеркивает аналитик. По его словам, величина торга на примере «Авито авто» может составлять от 3 до 10% в зависимости от марки-модели транспортного средства и условий продавца.

Запасы новых легковых автомобилей на складах крупных дилерских холдингов в январе 2024 г. оказались максимальными с начала 2022 г., говорили ранее опрошенные «Ведомостями» авторитейлеры.

«Мы действительно видим по своим клиентам, что сток по машинам растет, и дилеры просят дополнительные премии и скидки у импортеров», – подтверждает партнер группы по обслуживанию компаний автопрома компании ДРТ Татьяна Кофанова. Конкуренция выросла, но дальнейшему снижению цен будет мешать ослабление рубля, а также возможное ужесточение параллельного импорта и изменение методики подсчета локализации, отмечает она.