Продажи автомобилей в России упали на 58%

Оживление рынка автокредитования, замеченное крупными дилерами, пока не помогло российскому автомобильному рынку выйти в плюс. По итогам июля продажи новых автомобилей упали на 58% по сравнению с прошлым годом и на 2,6% по сравнению с июнем
Д. Гришкин

По итогам июля в стране было продано 115 483 новых легковых автомобиля – на 58% меньше, чем в июле 2008 г., и на 2,6% меньше, чем в июне 2009 г., свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

По итогам семи месяцев 2009 г. в России только одна из официально продаваемых марок увеличила продажи – в стране было продано на 109% больше внедорожников Hummer, чем за тот же период 2008 г. А вот в списке 20 самых продаваемых автомобильных марок в плюсе не осталось ни одной: по итогам полугодия продажи смог увеличить только Volkswagen (они выросли на 4%), но за семь месяцев марка в минусе на 4%.

Участники рынка рассчитывают только на кредитные продажи (см. врез), в том числе субсидируемые правительством в рамках поддержки российского автопрома. Меры поддержки помогут переломить тенденцию падения еще до конца лета, надеется Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. «Стоимость привлечения средств постепенно снижается <...> Мы надеемся, что это приведет к росту потребительского оптимизма и вместе с окончанием периода отпусков положительно повлияет на продажи», – приведены в пресс-релизе АЕБ слова вице-президента комитета Мартина Яна.

GM считает, что продажи концерна в России «падают примерно на уровне рынка», говорит Сергей Лепнухов, директор по связям с общественностью GM в России. В концерне надеются, что положение улучшится с сентября, когда в России начнутся продажи Chevrolet Cruze – этот автомобиль с ценой от 540 000 руб. попадает в кредитную госпрограмму, предусматривающую субсидирование ставки по кредиту на 2/3 ставки Центробанка, добавляет Лепнухов.

Крупнейшие дилеры заявили, что доля продаваемых ими в кредит автомобилей в июне – июле выросла в два раза по сравнению с февралем: у Major – до 21% против 13%, у «Рольфа» – до 27% против 12%, у «Автомира» – до 30% против 18%.

Учитывая, что на фоне растущих цен на автомобили падение рынка не усиливается, можно говорить о стабилизации положения, считает президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин. Есть надежда на позитивные цифры осенью и весной, во время сезонных пиков продаж, поясняет он. С этим согласен Олег Дацкив, директор по развитию проекта auto-dealer.ru: по его мнению, дальнейшего резкого падения ожидать не следует, но рынок, возможно, будет колебаться на 2–3% относительно нынешнего уровня.