Sibir преподносит новые загадки

У "Газпром нефти" с учетом всех "дочек" и связанных компаний – "прямой и косвенный интерес" в 75,05% Sibir Energy. При этом владеет она лишь 49,39%-ным пакетом. Об этом в четверг вечером сообщила сама Sibir Energy, опубликовав данные на официальной ленте раскрытия информации LSE.
Е.Кузьмина

У "Газпром нефти" с учетом всех "дочек" и связанных компаний – "прямой и косвенный интерес" в 75,05% Sibir Energy. При этом владеет она лишь 49,39%-ным пакетом. Об этом в четверг вечером сообщила сама Sibir Energy, опубликовав данные на официальной ленте раскрытия информации LSE.

Пакет под контролем "Газпром нефти" (49,39%) – это доли сразу трех компаний, уточняет представитель "Газпром нефти": 33,72% – в прямом владении (в номинальном держании Euroclear Nominees Ltd.), 14,67% у "дочки" ООО "Газпромнефь-ЗС", еще 1% – у подконтрольной Mak Holdings Ltd.

Оставшиеся 25,66% – не контролируются "Газпром нефтью", добавляет собеседник "Ведомостей". Бенефициар этого пакета – Bennfield Ltd. А "Газпром нефть" через Orton Oil Company Ltd. контролирует ровно 50% Bennfield. Правда, весь пакет Bennfield (25,66%) – в залоге у "Газпромнефть финанс".

Как будет "Газпром нефть" учитывать этот пакет сверх своих 49,39%, представитель компании вчера комментировать не стал.

Не ясно также, как вообще у "Газпром нефти" оказались 49,39%.

"Дочка" "Газпрома" начала скупку акций Sibir Energy в апреле. К тому моменту 100% Sibir были поделены между тремя группами акционеров: около 19,3% контролировала Москва, чуть больше 34% – различные миноритарии (в основном инвестбанки и фонды). А оставшиеся 46,65% были у Bennfield Ltd. Та пополам контролировалась компаниями Orton Oil Игоря Кесаева и Gradisson Consultants Шалвы Чигиринского. При этом все 46,65% были в залоге у Сбербанка по кредитам почти на $900 млн.

34%-ный пакет минориатриев "Газпром нефть" собрала по трем офертам (оценив всю Sibir в 1,933 млрд фунтов или $3,2 млрд по текущему курсу). Москва свои акции не продавала. Т.е. дополнительный пакет в 15,4% (чтобы доля выросла до 49,39%) "Газпром нефть" могла купить только у Bennfield.

Как это вышло, представитель "Газпром нефти" не комментирует.

Все, что объявлялось официально, – сделка по покупке Orton Oil у Кесаева. Но в заявлении "Газпром нефти" не было ни суммы сделки, ни того, какой пакет в Sibir контролируют Orton и Кесаев.

При этом сама Bennfield – предмет споров в британских судах. Точнее, оспариваются права на ее второго владельца – Gradisson (на нее претендуют Чигиринский и предприниматель Руслан Байсаров).

Получается, до сих пор не понятны как минимум четыре факта: как пакет Bennfield снизился до 25,66% (т.е. "потерялись" 20,99%), как "Газпром нефть" купила часть этого пакета и у кого, а также то, осталась ли Gradisson бенефициаром Sibir в принципе. Последний факт: как распределены сейчас 100% Sibir? Если у "Газпром нефти" 49,39%, у Bennfield – 25,66%, а у Москвы – 19,3%, то у кого оставшиеся 5,65%?

С представителями Чигиринского и Кесаева пока связаться не удалось, Байсаров на звонки вчера вечером не отвечал.