Бизнес
Бесплатный
Юлия Федоринова|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 2543 от 12.02.2010 под заголовком: Билет для Fiat

Fiat построит в России автозавод за счет Внешэкономбанка

Fiat взял реванш за не удавшуюся ему два года назад покупку блокирующего пакета «АвтоВАЗа». Через семь лет у него будет почти такое же предприятие, причем деньги на его строительство даст ВЭБ
В.Баранов

Президент Fiat Серджио Маркионне и гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов вчера в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписали меморандум о создании нового СП двух компаний (доли – 50:50). СП будет выпускать автомобили на платформах Fiat и Сhrysler. На первом этапе его мощности составят 300 000 машин в год (производство стартует примерно через два года), а к 2016 г. достигнут 500 000 автомобилей.

Всего будет выпускаться девять моделей классов С и D, а также внедорожники и кроссоверы. Они будут создаваться на абсолютно новой платформе с условным названием сompact wide – ее разрабатывают Fiat и купленная им в прошлом году Chrysler, объяснил «Ведомостям» заместитель гендиректора «Соллерса» Николай Соболев. Эту интеллектуальную собственность, оцененную в 150 млн евро, Fiat и вносит в СП. Во столько же оценены производственные мощности завода «Соллерс – Набережные Челны» (75 000 авто в год) и Заволжского моторного завода – они станут вкладом «Соллерса». Машины будут выпускаться под иностранными брендами.

Еще до старта проекта партнеры начинают выпуск в Набережных Челнах Fiat Linea, а позднее в рамках СП будет производиться Jeep на платформе Chrysler, передал «Интерфакс» со ссылкой на Швецова.

Общие инвестиции в проект оцениваются в 2,4 млрд евро (включая расширение производства, НИОКР, локализацию выпуска двигателей и трансмиссии). Большую часть денег – 2,1 млрд евро собирается выделить государство. Правительство проработает возможность предоставления СП 15-летнего кредита на такую сумму, заявил вчера Путин, решение принято по итогам совещания, состоявшегося после подписания соглашения. Кто выделит эти средства, Путин и Швецов не сказали. Владелец «Соллерса» заметил лишь, что этот госбанк может стать миноритарным акционером проекта.

В Набережных Челнах вчера были руководители сразу двух госбанков – председатель ВЭБа Владимир Дмитриев и предправления ВТБ Андрей Костин. ВЭБ рассматривает возможность участия в финансировании проекта, сказал представитель госкорпорации, а источники «Ведомостей» в Минфине и ВЭБе говорят об этом как о почти решенном вопросе. К процессу может подключиться и ВТБ, не исключил один из них, но это еще не решено. Источник, близкий к ВТБ, заверил, что банк не планирует финансировать СП, представитель банка на запрос не ответил.

Для ВЭБа 2,1 млрд евро – немалая сумма. Это будут собственные средства банка либо он привлечет их с рынка, но точно не деньги фонда национального благосостояния, уверяет источник в Минфине.

Какую долю в СП может получить ВЭБ, собеседники «Ведомостей» не говорят: это обсуждается.

Для «Соллерса» создание СП откроет доступ к новейшим технологиям в ключевом для компании сегменте внедорожников, отмечает Соболев, позволит развивать локализацию компонентов для производства Fiat Ducato в Татарстане, стимулировать развитие дилерской сети.

Fiat получит больше, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Маркионне давно объявил, что итальянский концерн, меньше других пострадавший от кризиса (продажи легковых и коммерческих автомобилей под брендом Fiat за девять месяцев 2009 г. согласно отчетности упали всего на 7,6%), будет расширяться на внешних рынках с помощью партнеров (см. врез), напоминает директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов.

В России же у Fiat по-настоящему крупного проекта пока не получалось. В 2007 г. концерн пытался зайти к нам через «АвтоВАЗ» – претендовал на покупку 25% акций. Тогда акционеры тольяттинского завода выбрали Renault.

Вряд ли Fiat жалеет об этом. Французы заплатили за вход на рынок $1 млрд и теперь фиксируют убытки от владения долей в «АвтоВАЗе» (см. статью на стр. 08), а российское правительство ждет от них дополнительных инвестиций. Fiat же получает входной билет на российский рынок почти бесплатно, причем при поддержке правительства, и экономит не только деньги, но и время, которое он потратил бы на строительство нового завода, замечает Сахнова. Ведь занимать 2,1 млрд евро будет СП, так что на балансе Fiat и «Соллерса» они не будут консолидироваться.

Правда, обогнать Renault и «АвтоВАЗ» Fiat и «Соллерсу» пока не удастся. В 2016 г., когда СП должно выйти на полную мощность, объем рынка в России будет в районе 3,5 млн машин, считает Сахнова. Значит, доля СП может составить 12%, а у «АвтоВАЗа» с учетом проектов с Renault будет 20%, отмечает она. Но «АвтоВАЗ» исторически крупнейший производитель легковых автомобилей в стране, тогда как «Соллерс» в этом сегменте начинает практически с нуля. В прошлом году его доля составила около 4%, а у Fiat – всего 1,2% (данные АЕБ). 12% рынка – неплохо, вдобавок перспективы «АвтоВАЗа» пока неясны, резюмирует Сахнова.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать