На возрождение российского автопрома потребуется 627 млрд руб.

В российский автопром за 10 лет нужно вложить 627 млрд руб.: более 100 млрд руб. – каждому из четырех концернов и 180 млрд руб. – в развитие производства автокомпонентов
М.Стулов

Откуда автокомпании возьмут такие деньги, их представители не говорят. Матвеева не ожидает проблем с привлечением инвестиций. Автомобильные компании, в принципе, могут привлекать по 10 млрд руб. в год, но конкретно для ГАЗа привлечь 111 млрд руб. на реализацию инвестпрограммы нереально, считает Алексей Зотов, директор по развитию крупного корпоративного бизнеса Альфа-банка, который более года воевал с группой, добиваясь от нее погашения кредита. Долговая нагрузка на группу сейчас и так слишком высока, объясняет банкир. На этой неделе группа ГАЗ реструктурировала долги почти на 40 млрд руб.

Объем инвестиций в автомобильную промышленность до 2020 г. должен составить 627,3 млрд руб., говорится в проекте стратегии развития автопрома до 2020 г. Завтра ее рассмотрит правительство. Большая часть денег – 237 млрд руб. – пойдет на развитие производства легковых автомобилей.

«АвтоВАЗ» создаст новое поколение автомобилей на базе платформы Kalina (их предполагается выпускать 330 000 в год), машины на платформе B0 и класса C (по 330 000 в год), а также полноприводные автомобили (66 000). Еще завод модернизирует производство двигателей объемом 1,6 и 1,8 л (380 000 и 350 000 в год) и начнет производство нового мотора совместно с Renault (450 000 в год).

Группе ГАЗ деньги нужны на развитие производства полного цикла мощностью 150 000 машин в год. Линию такой мощности ГАЗ купил у Chrysler в 2006 г. для выпуска Volga Siber, но производит их мелкими партиями. Компания не оставляет намерений организовать там полномасштабное производство, рассказывал Валерий Лукин, гендиректор «Русских машин» – акционера ГАЗа.

«Соллерс» намерен создать производство до 500 000 автомобилей, а также двигателей и коробок передач в рамах СП с Fiat.

Поддержать планируется еще два проекта российских компаний мощностью по 150 000 машин в год и развитие производства полного цикла глобальных концернов (всего – 800 000 машин в год).

Объемы 10-летних инвестпрограмм ведущих автопроизводителей оказались почти одинаковыми: «АвтоВАЗа» и группы ГАЗ – по 111 млрд руб., «Соллерса» – 112,5 млрд руб., «Камаза» – 101,4 млрд руб. Такое совпадение удивило зампреда правления группы ГАЗ Елену Матвееву: компании защищали финальные версии инвестпрограмм в Минпромторге независимо друг от друга.

При нынешнем состоянии всех автокомпаний они вряд ли сами могут привлекать такие средства, отмечает аналитик «Арбат капитала» Алексей Павлов, единственный способ получить деньги на инвестпрограммы – взять у государства. Большая часть средств будет привлекаться через институты развития – ВЭБ и госбанки, подтверждают два чиновника Минпромторга. Залогом будут создаваемые производства – это позволит игнорировать финансовое состояние предприятий, отмечает один из них. Планируется, что ВЭБ профинансирует большую часть программы «Соллерса», предоставив его СП с Fiat 2,1 млрд евро на 15 лет.

Первый зампред ВЭБа Анатолий Балло принимал участие в обсуждении стратегии, говорит представитель банка. Но решения по финансированию еще не приняты, конкретные проекты еще будут обсуждаться наблюдательным советом, сказал он.