Российская отрасль авиаперевозок преодолела кризис

Ведущие авиакомпании страны преодолели спад: в первом полугодии они перевезли больше пассажиров, чем за шесть месяцев 2008 г. Их выручка росла медленнее, но тоже превысила докризисную. Доля четырех крупнейших перевозчиков за год также выросла и вплотную приблизилась к 50%
А.Махонин

Последней из четверки ведущих авиаперевозчиков отчетность по РСБУ за первое полугодие вчера раскрыла «Трансаэро». Каждая из четырех компаний (см. таблицу) перевезла пассажиров больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года и даже в январе – июне 2008 г. Финансовые показатели росли, хоть и медленнее, но также оказались лучше докризисных – лишь у «Сибири» выручка стала ниже, чем в первом полугодии 2008 г., а «Ютэйр» вдвое сократила прибыль по сравнению с прошлогодней.

«Аэрофлот» за год увеличил выручку на 18%, а пассажиропоток – на 38,2%. Только у него прибыль первого полугодия превысила аналогичный показатель 2008 г. Представитель компании отказался комментировать ее результаты.

При этом выручка «Ютэйр» выросла на 19,3%. В ее отчете это объясняется обновлением парка воздушных судов. Недавно авиакомпания в презентации для инвесторов раскрыла планы обновления флота: к 2013 г. он пополнится 49 новыми самолетами и 35 вертолетами почти за $1 млрд.

Лидером по темпам роста стала «Трансаэро», вдвое увеличив выручку до 24 млрд руб., а чистую прибыль – в 6,4 раза до 107 млн руб. Это результат тарифной политики, оптимизации маршрутной сети и стабильных цен на топливо, сказано в отчете перевозчика.

Выручка «Сибири» увеличилась на 0,4% при росте пассажиропотока на 15,2%. В отчетности перевозчика это объясняется значительным снижением тарифов в конце 2009 г.: даже начавшееся в этом году восстановление не смогло компенсировать спад предыдущих периодов.

Общий пассажиропоток в России в первом полугодии вырос на 30,9% к аналогичному периоду прошлого года и на 7,4% к докризисным январю – июню 2008 г. – до 24,6 млн человек, а доля четверки крупнейших компаний – с 48,6 до 49,5%. Это последствие кризиса, считает главный редактор отраслевого ресурса www.avia.ru Роман Гусаров: многие авиакомпании среднего звена от него еще не оправились, и их доля снижается.

Пассажиропоток растет за счет посткризисного восстановления и проявления отложенного спроса, формировавшегося еще с 90-х гг., говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Раньше, чтобы сэкономить, люди предпочитали ездить поездом, но кризисное снижение цен на авиабилеты сделало самолеты более дешевым транспортом. Например, билет из Москвы в Самару самолетом S7 (торговая марка «Сибири») обойдется в 2500 руб., а в купе РЖД – в 3188 руб.

По итогам года показатели авиакомпаний будут еще сильнее, считает Сахнова: второе полугодие у перевозчиков традиционно лучше.