Статья опубликована в № 2688 от 10.09.2010 под заголовком: Взлет за 40 млрд руб.

Аэропорт "Шереметьево" переселит две деревни и спрячет три речки

Через пять лет «Шереметьево» может наконец обзавестись третьей взлетно-посадочной полосой (ВПП). Ее строительство обойдется бюджету в 40 млрд руб., но большие самолеты ВПП принимать не сможет
Третью взлетно-посадочную полосу «Шереметьево» может получить в 2015 г.
А. Махонин
«Шереметьево»

Второй аэропорт России. Пассажиропоток – 14,76 млн человек (2009 г.). владелец – государство (100% акций). финансовые показатели (РСБУ, шесть месяцев 2010 г.): Выручка – 3,79 млрд руб., Чистый убыток – 203,1 млн руб.

О строительстве третьей ВПП в «Шереметьево» говорится больше 10 лет. Точку в этом вопросе поставил премьер Владимир Путин на совещании 7 июля. Решено реконструировать существующую инфраструктуру в «Домодедово» и «Внуково» и построить третью ВПП в «Шереметьево» (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Сейчас аэропорт оперирует двумя параллельными ВПП. Но они расположены слишком близко друг к другу, что не позволяет использовать полосы одновременно. Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко указывал, что нынешняя максимальная пропускная способность двух ВПП – 30 взлетно-посадочных операций в час. Но «Аэрофлот» прогнозирует почти двукратный рост пассажиропотока в ближайшие годы. Соответственно, и пропускную способность аэродрома необходимо увеличивать до 60 операций в час, говорил Василенко.

Проект строительства третьей полосы уже готов, рассказал «Ведомостям» начальник управления проектных работ корпорации «Инжтрансстрой» (разработчик проекта) Владимир Пыхтин. В сентябре документ будет передан на согласование в ФГУ «Главгосэкспертиза России» («Росэкспертиза»), до конца года ожидается ответ этой организации, добавил он. Это подтвердили «Ведомостям» чиновник Минтранса и сотрудник «Шереметьево».

Затраты на стройку будут немаленькими. ВПП обойдется в 43,6 млрд руб. в ценах 2008 г. с учетом НДС, говорится в заключении «Росэкспертизы» по результатам экспертизы обоснований инвестиций по проекту строительства третьей полосы от 30 октября 2008 г. (копия есть у «Ведомостей»). Впрочем, сам Василенко называл сумму в 17–20 млрд руб.

Да и полоса получится укороченной – не 3800 м, как планировалось ранее, а всего 3200 м, говорится в заключении «Росэкспертизы»: «[Это] не позволит принимать дальнемагистральные самолеты, такие как Airbus 350, А380, Boeing 747, В787, Ил-96М». Впрочем, садиться они могут на существующие полосы. А от сертификации на обслуживание гиганта А380 аэропорт отказался сам из-за отсутствия возможности его обслужить, объяснял Василенко.

Дороговизна проекта объясняется его сложностью. 80% территории будущей ВПП приходится на лес. Придется переселять жителей двух деревень – Дубровки и Перепечина, рулежные дорожки от новой полосы к нынешнему аэродрому будут пересекать Шереметьевское шоссе, для чего необходимо построить над дорогой 450-метровые эстакады, перенести часть Перепечинского шоссе, говорит Пыхтин. Под ВПП придется упрятать и русла проходящих по территории трех рек, в том числе Клязьмы, перенести несколько газопроводов, включая два магистральных, продолжает он.

Вопрос переноса газопроводов еще не решен, сообщил представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Когда будет принято решение, он не уточнил.

Пыхтин говорит, что только на подготовительные работы – вырубку леса, переселение людей, выкуп земель и проч. – потребуется два года. Строительство начнется не ранее 2013 г., а закончится в 2015 г., продолжает Пыхтин. Деньги на стройку в бюджете есть. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» на этот проект предусмотрено 30,3 млрд руб.

Сумма в 30–40 млрд руб. «просто безумная», признается аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Это сопоставимо со сметой строительства пятой полосы в Атланте, которая проходит над мостом, – $1,2 млрд. А в Чикаго седьмая полоса обошлась менее чем в $500 млн. Шаго опасается, что третья полоса «Шереметьево» в наших условиях «не окупится никогда». В России по сравнению с крупнейшими аэропортами мира очень низкая нагрузка на полосы, объясняет он. В 2009 г. она составила 79 800 взлетно-посадочных операций и 6,8 млн пассажиров, что в четыре раза ниже, чем у лидеров отрасли.

Представитель «Шереметьево» комментировать новый проект не стал. Зато «Аэрофлоту» она нужна. И чем быстрее, тем лучше, говорит представитель авиакомпании. «Аэрофлот» увеличивает собственный пассажиропоток (этим летом он перевозил по 1 млн пассажиров в месяц, такого еще не было), то же самое делают и его партнеры по альянсу Sky Team. Малая длина ВПП авиаторов не пугает. «Пусть лучше короткая, чем никакой», – говорит другой представитель «Аэрофлота».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать