Владельцы тяжелых грузовиков будут платить за проезд по России

Владельцы грузовиков должны будут с 2012 г. платить за проезд. Минэкономразвития подсчитало, что это принесет казне 64 млрд руб. ежегодно
AFP

О вводимой плате за использование автодорог для владельцев грузовиков полной массой свыше 12 т сообщил «Прайм-ТАСС» со ссылкой на вице-премьера Сергея Иванова. Какова будет плата и каким образом она будет взиматься, еще не решено, заметил он. Минтранс уже объявил конкурс на создание системы оплаты использования федеральных дорог, отметил Иванов. Эта система также будет отслеживать, где именно находятся грузовики и куда они движутся, добавил вице-премьер.

Фактически речь идет о сборах с любой большегрузной техники, говорит коммерческий директор российского представительства Scania Андрей Чурсин, в том числе и «Камазов». Меньше 12 т полная масса лишь у легких коммерческих автомобилей или легких грузовиков, говорит он.

Идея ввести сборы принадлежит Минтрансу. В этом году президент Дмитрий Медведев поручил проработать ее Минэкономразвития, говорит чиновник транспортного министерства. Пока никаких конкретных решений нет, подтвердил представитель Минтранса. Но при этом плата за использование дорог будет введена с 2012 г., отметил он.

Летом этого года Минэкономразвития направило ответ на поручение Медведева (копия есть у «Ведомостей»), в котором предлагает ориентироваться на европейский опыт. Еще в 1999 г. Евросоюз выпустил директиву, согласно которой платить за использование автодорог должны владельцы грузовиков полной массой не менее 12 т. При этом размер платы должен быть пропорционален степени использования дорог, а вносить ее можно в любое время любыми средствами оплаты без лишних формальностей, говорится в документе. По данным Минтранса, сейчас в Европе сборы с одного автомобиля составляют 750–1550 евро в год. Для сбора платежей за дороги в Германии применяется автоматизированная система на основе GPS, которая предусматривает сборы в размере 9–14 евроцентов за километр пробега при проезде по автобанам протяженностью более 12 000 км. Сборы составляют 4 млрд евро ежегодно.

В России на первом этапе предлагается владельцам грузовиков, использующим федеральные автотрассы, покупать право допуска на эти дороги на определенный период, пишет Минэкономразвития. Затем предполагается перейти к расчету платежей на основе фактического пробега. Для этого будет использоваться система «Глонасс», указывается в документе. Сборы с владельцев грузовиков должны составить в среднем 14 600 руб. в год, это принесет государству до 64 млрд руб. ежегодно. Эти предложения актуальны, говорит чиновник Минтранса.

Вводить плату за использование дорог разумно, но платить должны все владельцы автомобилей. Иначе это приведет к дискриминации, говорит гендиректор петербургского автоперевозчика «ГСК Умиат» Алексей Патрухин. К тому же бессмысленно заставлять владельцев грузовиков оснащать их машины приемниками «Глонасс»: даже если удастся обязать делать это российских автопроизводителей, распространить такие требования на автотранспортные компании из Белоруссии, Польши и других европейских стран будет практически невозможно, полагает он.