«Аэрофлот» собирается заработать на опоздании самолетов

«Аэрофлот» пригрозил штрафами авиапроизводителям – Boeing и «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС) – за срыв поставок лайнеров

Аэрофлот» имеет твердые контракты на 22 Boeing 787 Dreamliner и 30 Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Обе новинки опаздывают больше чем на два года из-за технических проблем. Для SSJ «Аэрофлот» – стартовый заказчик, компания должна была получить первый лайнер еще в ноябре 2008 г. Первый B787 российский перевозчик ждет в 2014 г.

Мир не рухнет

«Аэрофлот» не раз грозился штрафами в адрес ГСС (производитель SSJ); их размер прописан в контракте – до $1,5 млн за самолет. Но пока удавалось договариваться о «неденежной компенсации». Год назад гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян (куратор проекта SSJ) поддержал временное обнуление 20%-ной пошлины на дальнемагистральные Аirbus 330 (их заказал «Аэрофлот»).

Очередной срок поставки SSJ – декабрь 2010 г., сообщала ГСС. Но «Аэрофлот» ждет новой отсрочки: до конца года компания не получит самолет, сообщил вчера финдиректор перевозчика Шамиль Курмашов. «[ГСС] может поставить нам в декабре два самолета, но это будут самолеты, не соответствующие летным характеристикам», – заявил он (цитаты по «Интерфаксу»), отметив, что поставки лайнеров могут начаться в I квартале 2011 г. «Мы не будем принимать некондиционные самолеты, будем включать все штрафы. Они [ГСС] уже влетели на штрафы и продолжают влетать», – заявил он. Представитель «Аэрофлота» от дополнительных комментариев отказался.

А президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; владеет ГСС) Алексей Федоров «сохраняет надежды начать поставки SSJ в этом году» (цитата по «Интерфаксу»). Самолеты в 2010 г. будут готовы, однако пока не совсем понятно, как завершится вопрос с сертификацией, пояснил он. Вице-премьер Сергей Иванов ждет поставок SSJ нынешней зимой. Но «если первые самолеты будут поставлены не в декабре, а в январе [2011 г.], мир не рухнет и «Аэрофлот» – тоже».

«Мечта» опаздывает

За срыв поставки Dreamliner «Аэрофлот» предъявит Boeing штраф более чем на $100 млн, заявил Курмашов: «Это прописано в договоре, а право требования наступает при определенных условиях – при сдвиге поставок». Штрафы могут быть предъявлены в момент поставки самолетов, добавил он.

Поставка первого самолета B787 Dreamliner стартовому заказчику – японской ANA сдвинута на I квартал 2011 г., напомнил представитель Boeing, отказавшись от других комментариев. «Аэрофлот» должен быть готов как минимум на двухлетнее опоздание B787, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Всего у Boeing 847 твердых заказов на «лайнер мечты» от 55 компаний. «Аэрофлот» – единственный российский клиент.