РЖД переложит на государство затраты на инфраструктуру

РЖД передаст государству право определять ключевые параметры развития железных дорог. В обмен правительство возьмет на себя часть финансирования инфраструктуры. Особенно это пригодится РЖД для развития высокоскоростного движения, требующего многомиллиардных инвестиций
С. Николаев

До конца года правительство утвердит концепцию развития рынка железнодорожных перевозок до 2015 г., рассказал заместитель директора департамента Минэкономразвития Гамид Булатов. В ней впервые появится понятие «сетевого контракта» государства и владельца железнодорожной инфраструктуры, предложенного еще в прошлом году РЖД и McKinsey.

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционер – Росимущество (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 1,15 трлн руб., чистая прибыль – 152,2 млрд руб.

«Сетевой контракт» будет определять взаимные обязательства государства и РЖД по развитию инфраструктуры. Государство должно будет определить, какие грузы, в каком объеме и по каким направлениям должны перевозиться в перспективе нескольких лет, какова должна быть скорость перевозок и качество услуг, перечисляет Булатов. После этого государство и РЖД определят, какие объекты необходимо построить для достижения этих целей, сколько средств на это необходимо, от каких линий можно отказаться – закрыть их, сдать в концессию независимым перевозчикам и т. д. РЖД на полученные от государства средства и поступления от платы за инфраструктуру выполнит оговоренные работы, продолжает Булатов.

Железнодорожные тарифы утверждает государство, но они недостаточны для поддержания инфраструктуры и ее развития, говорит представитель РЖД. По сути, «сетевой контракт» уже действует, ведь государство ежегодно выделяет РЖД десятки миллиардов рублей. Теперь же этот процесс будет формализован, отмечает Булатов. Например, можно будет быстро оценить, в каких направлениях развивать высокоскоростное сообщение, приводит пример чиновник. РЖД до 2030 г. хочет построить почти 1500 км новых линий, стоимость – 1,3 трлн руб. Возможно, РЖД и стоит развивать такие линии, но тогда государство должно решить, надо ли тратить на это такие деньги, указывает Булатов.

В «Целевой модели» будут описаны только общие принципы, по которым будет строиться «сетевой контракт», сама разработка контракта займет минимум несколько месяцев, объясняет чиновник. Он будет заключаться на 3–5 лет и утверждаться либо правительством, либо Госдумой, а средства на его выполнение станут фиксироваться в бюджете. Пока нельзя сказать, будет ли в результате снижен или повышен объем госсубсидий РЖД: например, в ходе его составления может оказаться, что РЖД необходимо будет избавиться от слишком затратных линий, объясняет Булатов.

Аналогичные модели действуют во многих других странах, где государство субсидирует развитие и содержание инфраструктуры, отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Для грузоотправителей принятие новой модели даст возможность планировать свою деятельность: например, они будут понимать, в каких направлениях они смогут вывозить грузы, где имеет смысл размещать новые производственные площадки и т. д., объясняет он. Но затраты государства на железнодорожную инфраструктуру наверняка вырастут.