Статья опубликована в № 2740 от 24.11.2010 под заголовком: Дорога по контракту

РЖД переложит на государство затраты на инфраструктуру

РЖД передаст государству право определять ключевые параметры развития железных дорог. В обмен правительство возьмет на себя часть финансирования инфраструктуры. Особенно это пригодится РЖД для развития высокоскоростного движения, требующего многомиллиардных инвестиций
С. Николаев
«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционер – Росимущество (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 1,15 трлн руб., чистая прибыль – 152,2 млрд руб.

До конца года правительство утвердит концепцию развития рынка железнодорожных перевозок до 2015 г., рассказал заместитель директора департамента Минэкономразвития Гамид Булатов. В ней впервые появится понятие «сетевого контракта» государства и владельца железнодорожной инфраструктуры, предложенного еще в прошлом году РЖД и McKinsey.

«Сетевой контракт» будет определять взаимные обязательства государства и РЖД по развитию инфраструктуры. Государство должно будет определить, какие грузы, в каком объеме и по каким направлениям должны перевозиться в перспективе нескольких лет, какова должна быть скорость перевозок и качество услуг, перечисляет Булатов. После этого государство и РЖД определят, какие объекты необходимо построить для достижения этих целей, сколько средств на это необходимо, от каких линий можно отказаться – закрыть их, сдать в концессию независимым перевозчикам и т. д. РЖД на полученные от государства средства и поступления от платы за инфраструктуру выполнит оговоренные работы, продолжает Булатов.

Железнодорожные тарифы утверждает государство, но они недостаточны для поддержания инфраструктуры и ее развития, говорит представитель РЖД. По сути, «сетевой контракт» уже действует, ведь государство ежегодно выделяет РЖД десятки миллиардов рублей. Теперь же этот процесс будет формализован, отмечает Булатов. Например, можно будет быстро оценить, в каких направлениях развивать высокоскоростное сообщение, приводит пример чиновник. РЖД до 2030 г. хочет построить почти 1500 км новых линий, стоимость – 1,3 трлн руб. Возможно, РЖД и стоит развивать такие линии, но тогда государство должно решить, надо ли тратить на это такие деньги, указывает Булатов.

В «Целевой модели» будут описаны только общие принципы, по которым будет строиться «сетевой контракт», сама разработка контракта займет минимум несколько месяцев, объясняет чиновник. Он будет заключаться на 3–5 лет и утверждаться либо правительством, либо Госдумой, а средства на его выполнение станут фиксироваться в бюджете. Пока нельзя сказать, будет ли в результате снижен или повышен объем госсубсидий РЖД: например, в ходе его составления может оказаться, что РЖД необходимо будет избавиться от слишком затратных линий, объясняет Булатов.

Аналогичные модели действуют во многих других странах, где государство субсидирует развитие и содержание инфраструктуры, отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Для грузоотправителей принятие новой модели даст возможность планировать свою деятельность: например, они будут понимать, в каких направлениях они смогут вывозить грузы, где имеет смысл размещать новые производственные площадки и т. д., объясняет он. Но затраты государства на железнодорожную инфраструктуру наверняка вырастут.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать