Wal-Mart не смог найти себе места в России

Эпопея с выходом крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart в Россию закончена. Уступив X5 Retail в борьбе за покупку сети «Копейка», американский гигант сообщил, что больше не видит компаний для покупки в России и закрывает свое местное подразделение

Wal-Mart Stores Inc.

Управляет 8692 магазинами под 59 различными названиями в 15 странах мира. Капитализация – $192,56 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, февраль – октябрь 2010 г.): выручка – $303,4 млрд, прибыль – $10,3 млрд.

Крупнейший мировой ритейлер Wal-Мart до конца февраля закроет российское подразделение. «В ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», – объяснил президент международного подразделения Wal-Mart Даг Макмиллон. В то же время он отметил, что компания сохраняет интерес к России и «будет продолжать рассматривать варианты выхода на рынок», который «открывает впечатляющие возможности».

Wal-Mart давно заглядывается на российский рынок. Еще в 2002 г. представители сети участвовали в торговых конференциях и встречались с мэром Москвы Юрием Лужковым. С тех пор редкий год не было сообщений, что Wal-Mart интересуется российским рынком или ведет переговоры с тем или иным российским ритейлером. В 2004 г. топ-менеджмент крупной петербургской сети «Лента» заявил, что Wal-Mart сделала компании предложение о покупке (сделка не состоялась). В 2008 г. компания открыла в Москве офис и начала переговоры с X5 Retail о создании совместного предприятия на базе сети гипермаркетов «Карусель» (не договорились). В том же 2008 году американцы участвовали в тендере на покупку 89% «Ленты» (не завершился из-за кризиса). «Wal-Mart в России – как Дед Мороз: каждый год приходит», – иронизировал в интервью «Ведомостям» основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий.

О ликвидации российского офиса Wal-Mart объявила всего через неделю после того, как стало ясно, что ей не достанется очередной актив – сеть «Копейка»: ее у Николая Цветкова за $1,65 млрд покупает X5 Retail. «Компания вела переговоры с рядом потенциальных продавцов, – говорит директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в России и Восточной Европе Константин Дубинин, не уточняя их названий. – К сожалению, нам с ними не удалось достичь соглашения в коммерческой части».

«За «Копейку» американская компания предлагала значительно меньше, чем в итоге заплатила X5, и постоянно пересматривала цену», – утверждает один из консультантов этой сделки. «Wal-Mart была очень медлительной и осторожной, наняла огромное количество консультантов, которые дотошно проверяли документы и даже обошли все магазины. При этом компания не была готова подавать заявку в ФАС, хотя их об этом просили», – добавляет он.

«Вопрос цены не был главным для Wal-Mart: в других странах она платила за активы с премией к рынку и была готова на это в России, – рассказывает человек, участвовавший в переговорах Wal-Mart с одной из российских сетей. – Сложность в другом – в неповоротливой многоуровневой корпоративной структуре, которой для принятия решения нужно вдвое-втрое больше времени, чем другим игрокам».

«Wal-Mart изначально выбрала стратегию выхода в Россию через покупку, строительство магазинов с нуля они всерьез не рассматривали», – вспоминает партнер S.A. Ricci / King Sturge Илья Шуравин. По его словам, американский ритейлер изучал всех крупных игроков европейской части России – Х5, «Ленту», «Копейку», «Мосмарт», «Магнит» и другие сети. «Собственники одних были заинтересованы в росте капитализации бизнеса и не рассматривали продажу, другие либо проданы, либо не подходят с точки зрения рисков. Так что действительно хороших активов после продажи «Копейки» для Wal-Mart не осталось», – заключает Шуравин.

У Wal-Mart еще есть шанс в России, считает аналитик банка UBS Светлана Суханова: остается возможность купить сети гипермаркетов «Лента» и «О’кей». «Вопрос только в той премии, которую Wal-Mart готова платить за входной билет на рынок, и на какие риски она готова идти», – добавляет она.

Путь в Россию через открытие собственных магазинов тоже открыт. Российский рынок не исчерпал потенциал для строительства гипермаркетов с нуля, убежден гендиректор российского подразделения сети Real Антониу Баптишта. По его оценкам, емкость российского рынка позволяет открыть только в Москве до 30 новых гипермаркетов в ближайшие годы. В регионах можно построить еще как минимум 100 гипермаркетов, считает Баптишта.