Нефтяные компании рискуют снова получить антимонопольные санкции

В начале года декабрьский рост оптовых цен на нефтепродукты продолжился. Но вместе с ними двинулись вверх и розничные цены. Не исключено, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) примет в связи с этим меры

Спотовые цены на бензин в России в прошлом году менялись разнонаправленно, но незначительно. Дизельное топливо с начала ноября по конец декабря, по данным ИАЦ «Кортес», подорожало на 38%, что вызвало возмущение ФАС. Ее руководитель Игорь Артемьев пригрозил нефтяникам третьей волной антимонопольных дел. А заместитель Артемьева Анатолий Голомолзин возмущался, что «Газпром нефть» и «Славнефть» резко снизили поставки авиакеросина, что создало проблемы на внутреннем рынке. По данным «Кортеса», на минувшей неделе керосин стоил более чем на 20% дороже, чем в ноябре.

В 2011 г. дизельное топливо продолжает дорожать: по данным «Кортеса», к 14 января цена поднялась еще на 4,2% по сравнению с 31 декабря и составила 28 503 руб. за 1 т. Дорожают и бензины: в среднем по России 1 т нормаль-80 – на 6,1% до 24 621 руб., регуляр-92 – на 2,4% до 25 523 руб. и премиум-95 – на 0,9% до 27 191 руб.

Схожая ситуация была в начале 2009 г., и ФАС возбудила вторую волну дел против нефтяных компаний, заподозрив их в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Итогом стали миллиардные штрафы.

С января начали расти и розничные цены на топливо. По данным «Кортеса», в среднем по России литр нормаль-80 подорожал на 2,3% до 21,03 руб., регуляр-92 – на 0,9% до 24,01 руб., премиум-95 – на 0,7% до 25,8 руб. Литр дизельного топлива подорожал на 2,6% до 24,74 руб.

Увеличение средних цен на бензин с 28 декабря по 11 января Росстат зарегистрировал в 69 региональных центрах, сильнее всего – в Сыктывкаре: на 9,1%. В 13 центрах, в том числе в Москве, цены не изменились. Подешевел бензин только в Ижевске – на 0,3%.

По данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензины всех марок 11 января по сравнению с концом декабря стоили на 0,5% дороже, а дизельное топливо – на 3,4%. Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко полагает, что рост цен продолжится, пока нефтяники не компенсируют потери от существенного увеличения акциза на моторное топливо. «Вот «Лукойл», например, в четверг поднял цены сразу на 0,8 руб., а ведь на эту компанию ориентируется значительная часть операторов рынка», – отмечает эксперт. А аналитик «Кортеса» Михаил Турукалов причины роста оптовых, а следом и розничных цен видит в удорожании нефти на мировых рынках, резком повышении акцизов – на регуляр-92, например, они с 1 января увеличились с 3992 руб./т до 5995 руб./т, – а также в повышенном спросе: трейдеры спешат пополнить запасы, истощившиеся за время каникул.

Как сказал «Ведомостям» Голомолзин, возбуждение третьей волны дел в отношении нефтяных компаний не исключается: «Мы в конце декабря разослали им предложения обосновать их действия на рынке, приведшие к существенному росту цен, на этой неделе рассчитываем получить ответы, после чего будем решать, что делать дальше». По словам Голомолзина, претензии по авиатопливу касаются в основном «Газпром нефти», которая в декабре сократила его поставки почти на 50%. А вопросы по дизельному топливу адресуются всем крупнейшим нефтяным компаниям.

По словам представителя «Газпром нефти», в декабре 2010 г. компания увеличила поставки авиакеросина на внутренний рынок на 28% по сравнению с декабрем 2009 г. и на 8% – по сравнению с ноябрем 2010 г. Поставки «Газпром нефтью» зимнего дизельного топлива на внутренний рынок выросли в декабре 2010г. на 56% по сравнению с декабрем 2009 г. и на 38% – в сравнении с ноябрем 2010 г.