BP должна была предложить сделку с акциями «Роснефти» ТНК - BP

Мегаальянс «Роснефти» и ВР озадачил российских акционеров ТНК-ВР. Они утверждают, что британская компания должна была предложить сделку ТНК-ВР, которой, может, тоже интересны акции «Роснефти» и проект в Арктике

Вчера акции «Роснефти» были лидерами среди российских голубых фишек по росту котировок. Рынок оценил сделку с BP, о заключении которой госкомпания объявила в ночь на субботу (см. врез), добавив ей почти $5 млрд капитализации: на ММВБ «Роснефть» подорожала на 5,4%, на LSE – на 5,9% (до $86,9 млрд). Дорожала и BP (+0,24% на LSE до $149,1 млрд).

«ТНК-ВР холдинг»

третья по величине нефтяная компания России. акционеры: по 50% – у ВР и консорциума ААР («Альфа-групп», Access Industries и группа «Ренова»). выручка US GAAP, 1-е полугодие 2010 г.) – $19,1 млрд. прибыль – $2,9 млрд.

Но их обеих обошла ТНК-ВР, прибавившая на ММВБ 6,4% до $49,4 млрд – рекорд для компании.

Эксперты выдвигают самые разные версии, как сделка повлияет на российское СП BP, которое дает почти четверть добычи британскому гиганту.

Возможно, это первый шаг на пути объединения ТНК-ВР и «Роснефти», пишут аналитики Merrill Lynch. А может, акционеры ТНК-ВР – ВР и консорциум ААР («Альфа» – Access – «Ренова») вспомнят о планах провести IPO компании: в 2008 г. они допускали размещение до 20% ТНК-ВР, но помешал кризис, рассуждают их коллеги из Credit Suisse.

Повлиять на сделку может и сама ТНК-ВР. Ее акционеры заключили соглашение об эксклюзивном сотрудничестве в отношении новых проектов в России и на Украине.

Если кто-то из партнеров – AAP или ВР – находит новый проект в этих странах, он должен письменно сообщить об этом руководству ТНК-ВР до начала предметных переговоров, объясняет главный управляющий директор ААР Стэн Половец; после этого менеджмент компании выносит рекомендацию по сделке на совет директоров, а тот решает, интересна она ТНК-ВР или нет. Если совет признает сделку интересной, то вместо акционера в ней должна участвовать ТНК-ВР, добавляет Половец. Есть список исключений, отмечает он, но «стратегические инвестиции в «Роснефть» и проект в Арктике» в этот список не входят, а BP письменно не предупреждала ТНК-ВР о сделке.

Советы директоров ВР и «Роснефти» уже одобрили сделку, говорили в воскресенье представители компаний.

ТНК-ВР также знала о переговорах по Арктике – они шли примерно пять лет, но до сих пор конкретики не было, отмечает Половец; нынешнее соглашение, по данным консорциума, также не окончательное, видимо, ВР вынесет его на совет директоров ТНК-ВР, когда будут детали. Тогда и ТНК-ВР решит, интересен ли ей проект. «Скорее всего он будет интересен», – заключает Половец.

Акции «Роснефти» тоже интересны ТНК-ВР, заявил «Интерфаксу» зампред правления компании Максим Барский: «Если бы совет директоров спросил точку зрения менеджмента <...> мы бы сказали, в частности, что вопрос по шельфу требует дополнительного изучения, а тема возможной покупки акций «Роснефти» интересна».

Два года назад BP и AAР уже конфликтовали из-за стратегии развития компании.

В этот раз такого не случится, уверен близкий к ТНК-ВР источник, ведь сделку «Роснефти» и ВР «благословил» премьер Владимир Путин, а ее идея, по словам гендиректора BP Роберта Дадли, принадлежала вице-премьеру Игорю Сечину, председателю совета директоров «Роснефти».

Представитель ВР детали соглашения с ААР комментировать не стал, но отметил, что компания работает и будет работать в полном соответствии с этим документом, в том числе по положению, которое касается сделок.

Белый дом вмешиваться не будет – это корпоративный вопрос, отмечает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. А представитель «Роснефти» уверен, что конфигурация сделки для его компании уже не изменится, потому что все документы подписывались именно с ВР.

Структура сделки окончательная, подтверждает источник, близкий к британской компании, все согласования с ААР завершены и проводили их не только представители ВР, но и российские чиновники.

Цель «Роснефти» – получить в акционеры именно глобального игрока как входной билет на международный рынок, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, ТНК-ВР как акционер ей, конечно, не нужна. Возможно, российские совладельцы ТНК-ВР просто намекают «Роснефти», что могут продать свою долю в компании, если та предложит хорошую цену, или хотят, чтобы BP, когда будет брать «Роснефть» в международные проекты, не забыла и про российское СП, рассуждает он.

При хорошей цене партнеры по ААР готовы выйти из проекта, подтверждает источник, близкий к консорциуму, но сумму не называет. А Половец такие планы отрицает. Долю в ТНК-ВР консорциум ААР продавать не намерен – это стратегическая инвестиция, уверяет он, не обсуждалась и возможность объединения «Роснефти» и ТНК-ВР.