75% российского нефтяного экспорта проходит через Швейцарию

«Роснефть» и «Башнефть» открыли офисы по торговле нефтью в Цюрихе и Женеве.
AP

Швейцария в очередной раз подтвердила свое звание мирового нефтетрейдингового центра: в последние две недели сразу две крупных российских компании – «Роснефть» и «Башнефть» - открыли офисы по торговле (физической) нефтью в Цюрихе и Женеве. До этого обе компании торговали нефтью исключительно из Москвы, сообщает Financial Times.

На прошлой неделе «Роснефть» зарегистрировала в Женеве свою стопроцентную «дочку» Rosneft Trading SA. Офис компании будет находиться в нескольких шагах от офисов основных конкурентов – Trafigura, Gunvor, Mercuria, которые являются третьим, четвертым и пятым крупнейшими трейдерами в мире соответственно. «Башнефть», в свою очередь, зарегистрировала Bashneft Trading AG на окраине Цюриха. В «Роснефти» заявили, что новая компания создана для того, чтобы справляться с растущими нуждами «Роснефти» по управлению действиями на международных площадках». В «Башнефти» сказали, что в Швейцарии намерены торговать собственной нефтью и продуктами ее переработки.

Две компании пошли по стопам TNK-BP, которая сообщила о своих планах открытия офисов по торговле нефтью в Женеве еще в ноябре прошлого года. Впрочем, первый поток нефтяных трейдеров из России в Швейцарию хлынул еще в 1990-х гг. после развала Советского Союза. По данным Ассоциации по торговле и перевозкам Швейцарии, через Женеву проходит около 75% всех сделок по экспорту российской нефти.

Конкуренция между Лондоном и Женевой за доминирование в области трейдинга нефтью началась с первого нефтяного кризиса в 1973-74 гг. В середине 1980-х гг. Лондон постепенно отвоевывал свои позиции и к 90-м гг. уже оставил Женеву далеко позади. Однако с 2000-х гг. швейцарский город начал борьбу снова. По словам управляющих компаний, занимающихся торговлей нефтью, баланс очень серьезно смещается в сторону Женевы. Крупные компании, такие как Trafigura, переводят в Женеву целые команды трейдеров. Таким образом они уходят от растущих законодательных ограничений и барьеров в британской столице.