Программа утилизации автомобилей завершится в нынешнем году

Правительство выделит 5 млрд руб. на продление программы утилизации легковых автомобилей до конца года. Это будет последний транш

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Ставки растут. 30

млрд руб.. выделит бюджет на утилизацию легковых автомобилей

32,7

млрд руб.. просит Минпромторг на утилизацию грузовиков и автобусов, следует из слов Путина. Еще 10 млрд, по словам Рахманова, нужно на сельхозтехнику

«Предлагаю программу в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 г. и на этом ее закончить», – сказал вчера Владимир Путин на совещании по утилизации автомашин (цитата по сайту премьера) и предложил направить на нее еще 5 млрд руб. Предложение было утверждено, сообщили чиновники Белого дома и Минфина.

Программа утилизации – выдача сертификата на 50 000 руб. за машину возрастом от 10 лет при покупке нового автомобиля – стартовала в марте прошлого года и должна была закончиться в апреле. На нее было потрачено 25 млрд руб.

Расходы оказались не напрасны: продажи легковых автомобилей в 2010 г. выросли на 30%. Особенно помогла программа «АвтоВАЗу» – на нее пришлось 42,8% его прошлогодних продаж, следует из материалов на сайте завода. В январе – феврале по программе утилизации покупалось более половины машин крупнейшего автозавода страны. За эти два месяца продажи «АвтоВАЗа» выросли на 95% в сравнении с январем – февралем 2010 г. (весь рынок – на 77%), а «классика» стала самой продаваемой (18 410 штук, +260%).

Но «искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать», сказал вчера Путин. Программа закончит работу в 2012 г.

Как это отразится на продажах «АвтоВАЗа», его представитель не комментирует. Зато продление программы поможет «Ижавто», передал через пресс-центр президент «АвтоВАЗа» (покупает ижевский завод) Игорь Комаров: «К лету мы должны выйти на планируемый объем производства». План «АвтоВАЗа» на 2011 г., по словам Комарова, из-за продления программы не изменился: около 700 000 автомобилей и машинокомплектов.

Продажи «АвтоВАЗа» после прекращения программы в лучшем случае останутся на уровне 2011 г., говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Многое будет зависеть от того, насколько востребованной окажется анонсированная заводом сверхдешевая модель на базе Kalina. В целом же рост российского авторынка компенсирует прекращение программы, полагает он.

Вопрос, будет ли правительство пытаться повторить успех программы при утилизации грузовиков, сельхозтехники и автобусов, остается открытым. Эти программы готовит Минпромторг. Министерство запрашивает финансирование в течение трех лет с 2012 г.: по автобусам – 3,5 млрд руб. в год, по грузовым автомобилям – 7,4 млрд в год, рассказал премьер, добавив, что аналогичное предложение есть и по сельхозтехнике. «Мы просили 10 млрд руб. на пять лет», – рассказал «Ведомостям» директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.

Вопрос с финансированием этих программ был отодвинут на лето, до верстки бюджета, сообщил представитель Путина. У программы утилизации грузовиков шансы на финансирование минимальны, заметили чиновники Минфина и аппарата правительства: много претензий от Минфина и Минэкономразвития. «Программа действительно вызвала некоторые вопросы, – рассказал Рахманов, – и нам было рекомендовано ее доработать». Основной вопрос, по его словам, вызвали объемы финансирования, но министерство постарается обосновать необходимость поддержки грузового автомобилестроения.

Представители Минфина и Минэкономразвития на запросы «Ведомостей» не ответили.