Статья опубликована в № 2842 от 28.04.2011 под заголовком: Как разгрузить Босфор

Турция намерена построить канал-дублер Босфорского пролива

Турция намерена построить канал-дублер перегруженного кораблями Босфорского пролива, пообещал премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган

Новый канал получит название «Стамбульский». Он станет одним из крупнейших проектов XXI в. и будет больше Суэцкого и Панамского каналов, объявил вчера Эрдоган. Он свяжет Черное море с Мраморным (через него корабли проходят в Эгейское море и далее – в Средиземное), его длина составит 40–45 км, ширина – 140–150 м, глубина – 25 м. По словам Эрдогана, новый канал сможет пропускать до 160 кораблей в день, включая нефтяные супертанкеры. Планирование займет два года, завершить проект правительство намеревается к 2023 г., когда будет праздноваться 100-летие Турецкой Республики. Эрдоган не сказал, во сколько обойдется строительство канала, и не назвал его точного местоположения.

Ежегодно корабли провозят через Босфорский пролив 139 млн т нефти, 4 млн т сжиженного природного газа и 3 млн т химикатов, что подвергает опасности здоровье 2 млн человек, живущих и работающих на берегах водной артерии, заявил премьер. Пропускная способность Босфора может снижаться и из-за погодных условий, например во время туманов, добавляет директор аналитического отдела одного из крупнейших судовых брокеров Simpson Spence & Young Марк Дженкинз. Грузооборот страдает и из-за того, что корабли, покинувшие Черное море, испытывают проблемы с возвращением из-за «пробок» в Босфорском проливе.

Если Турция действительно построит второй канал, страны, поставляющие товары через Черное море, в частности Россия и Украина, окажутся в выигрыше, говорит Дженкинз: они смогут увеличить поставки сырьевых и прочих товаров, направлять их на новые рынки. «Российские суда смогут в больших объемах поставлять сырье из Черного моря через Суэцкий канал в страны Азии, такие как Китай и Индия, которые формируют основной спрос на сырье», – рассуждает он. Можно будет использовать корабли большего тоннажа, что снизит стоимость фрахта и расходы на доставку. Стимул будет и кораблестроительной отрасли: если 20 лет назад тоннаж нефтяного танкера средней категории составлял 95 000 т, то сейчас – 115 000 т, может понадобиться и развитие портовой инфраструктуры, отмечает Дженкинз. Из Черного моря через Босфорский пролив ходят такие суда, а также танкеры грузоподъемностью 130 000–135 000 т. Супертанкеры способны перевозить более 300 000 т.

В Новороссийском порту в случае реализации проекта турецких властей связывают ожидания экономического эффекта в большей степени с увеличением количества заходящих судов, нежели с ростом их тоннажа, говорит представитель порта. Сейчас порт принимает сухогрузы в среднем до 60 000 т, есть возможность принимать танкеры до 250 000 т.

Новый канал может повлиять и на планы строительства нефтепроводов. В ближайшие годы крупные нефтяные месторождения Каспия выйдут на максимальную добычу, и нагрузка на турецкие проливы увеличится. Выход из ситуации Россия видит в строительстве двух обходных трубопроводов: Бургас – Александруполис и Самсун – Джейхан.

Первую трубу Россия, Греция и Болгария договорились построить еще в 1995 г., но проект никак не начинается. Поэтому год назад Россия решила присоединиться к проекту Самсун – Джейхан: в октябре «Роснефть» и «Транснефть» подписали с его участниками – Италией и Турцией – протокол о взаимопонимании. Но и эта стройка буксует: не получается получить от нефтяников гарантий наполнения труб.

Компании недовольны возможными тарифами на транспортировку нефти по этим нефтепроводам. Официальные расчеты пока не озвучивались, «Транснефть» предупреждала лишь, что они могут троекратно превысить стоимость поставок через Босфор и Дарданеллы.

Представитель «Роснефти» говорит, что его компании ничего не известно о строительстве нового канала. С его коллегой из «Транснефти» связаться не удалось. Источник, близкий к монополии, уверяет, что с ней новый проект не обсуждался. Представитель Минэнерго планы Турции не комментирует.

Заявление Эрдогана может быть связано с предстоящими 12 июня парламентскими выборами. Судя по опросам общественного мнения, возглавляемая им Партия справедливости и развития в третий раз подряд одержит победу. Однако Эрдогану нужен значительный перевес в парламенте, так как он намеревается изменить конституцию, принятую после военного переворота в 1980 г. Месяц назад он также заявил о возможности перестройки политической системы и перехода от парламентской к президентской республике.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать