Турция намерена построить канал-дублер Босфорского пролива

Турция намерена построить канал-дублер перегруженного кораблями Босфорского пролива, пообещал премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган

Первую трубу Россия, Греция и Болгария договорились построить еще в 1995 г., но проект никак не начинается. Поэтому год назад Россия решила присоединиться к проекту Самсун – Джейхан: в октябре «Роснефть» и «Транснефть» подписали с его участниками – Италией и Турцией – протокол о взаимопонимании. Но и эта стройка буксует: не получается получить от нефтяников гарантий наполнения труб.

Новый канал получит название «Стамбульский». Он станет одним из крупнейших проектов XXI в. и будет больше Суэцкого и Панамского каналов, объявил вчера Эрдоган. Он свяжет Черное море с Мраморным (через него корабли проходят в Эгейское море и далее – в Средиземное), его длина составит 40–45 км, ширина – 140–150 м, глубина – 25 м. По словам Эрдогана, новый канал сможет пропускать до 160 кораблей в день, включая нефтяные супертанкеры. Планирование займет два года, завершить проект правительство намеревается к 2023 г., когда будет праздноваться 100-летие Турецкой Республики. Эрдоган не сказал, во сколько обойдется строительство канала, и не назвал его точного местоположения.

Ежегодно корабли провозят через Босфорский пролив 139 млн т нефти, 4 млн т сжиженного природного газа и 3 млн т химикатов, что подвергает опасности здоровье 2 млн человек, живущих и работающих на берегах водной артерии, заявил премьер. Пропускная способность Босфора может снижаться и из-за погодных условий, например во время туманов, добавляет директор аналитического отдела одного из крупнейших судовых брокеров Simpson Spence & Young Марк Дженкинз. Грузооборот страдает и из-за того, что корабли, покинувшие Черное море, испытывают проблемы с возвращением из-за «пробок» в Босфорском проливе.

Если Турция действительно построит второй канал, страны, поставляющие товары через Черное море, в частности Россия и Украина, окажутся в выигрыше, говорит Дженкинз: они смогут увеличить поставки сырьевых и прочих товаров, направлять их на новые рынки. «Российские суда смогут в больших объемах поставлять сырье из Черного моря через Суэцкий канал в страны Азии, такие как Китай и Индия, которые формируют основной спрос на сырье», – рассуждает он. Можно будет использовать корабли большего тоннажа, что снизит стоимость фрахта и расходы на доставку. Стимул будет и кораблестроительной отрасли: если 20 лет назад тоннаж нефтяного танкера средней категории составлял 95 000 т, то сейчас – 115 000 т, может понадобиться и развитие портовой инфраструктуры, отмечает Дженкинз. Из Черного моря через Босфорский пролив ходят такие суда, а также танкеры грузоподъемностью 130 000–135 000 т. Супертанкеры способны перевозить более 300 000 т.

В Новороссийском порту в случае реализации проекта турецких властей связывают ожидания экономического эффекта в большей степени с увеличением количества заходящих судов, нежели с ростом их тоннажа, говорит представитель порта. Сейчас порт принимает сухогрузы в среднем до 60 000 т, есть возможность принимать танкеры до 250 000 т.

Новый канал может повлиять и на планы строительства нефтепроводов. В ближайшие годы крупные нефтяные месторождения Каспия выйдут на максимальную добычу, и нагрузка на турецкие проливы увеличится. Выход из ситуации Россия видит в строительстве двух обходных трубопроводов: Бургас – Александруполис и Самсун – Джейхан.

Компании недовольны возможными тарифами на транспортировку нефти по этим нефтепроводам. Официальные расчеты пока не озвучивались, «Транснефть» предупреждала лишь, что они могут троекратно превысить стоимость поставок через Босфор и Дарданеллы.

Представитель «Роснефти» говорит, что его компании ничего не известно о строительстве нового канала. С его коллегой из «Транснефти» связаться не удалось. Источник, близкий к монополии, уверяет, что с ней новый проект не обсуждался. Представитель Минэнерго планы Турции не комментирует.

Заявление Эрдогана может быть связано с предстоящими 12 июня парламентскими выборами. Судя по опросам общественного мнения, возглавляемая им Партия справедливости и развития в третий раз подряд одержит победу. Однако Эрдогану нужен значительный перевес в парламенте, так как он намеревается изменить конституцию, принятую после военного переворота в 1980 г. Месяц назад он также заявил о возможности перестройки политической системы и перехода от парламентской к президентской республике.