РЖД заказали у «Трансмашхолдинга» 200 локомотивов, а у Siemens – 270 электричек

Сборка 240 германских электричек Desiro на территории России сэкономит РЖД минимум 500 млн евро, объявила вчера монополия, стоимость контракта составит 2,1 млрд евро. Но поставщики предупреждают – сумма может подрасти

Desiro – пригородные поезда, развивающие скорость до 140–160 км/ч. Первую партию РЖД заказала у германской Siemens еще в 2009 г. – 54 состава на 580 млн евро для обслуживания Сочинской олимпиады в 2014 г. Но большая часть этих электричек будет собираться в Германии, а РЖД хотела российскую сборку и скидку к цене. В итоге в прошлом году был подписан пакет предварительных документов: о создании СП между Siemens и группой «Синара» для производства электричек, о заказе РЖД на 240 пятивагонных поездов в 2014–2020 гг. и проч.

А вчера стала известна их базовая цена – 8,6 млн евро за состав, на 20% дешевле, чем первая партия Desiro, о чем объявила РЖД после подписания нового соглашения на сочинском форуме «Стратегическое партнерство 1520». В сумме это 2,08 млрд евро.

Правда, не все детали контракта согласованы, следует из пресс-релиза РЖД: есть базовая цена, будущий уровень локализации производства (80% к 2017 г.), а «прочие условия договора поставки будут окончательно согласованы сторонами в рамках последующих переговоров».

А на сайте «Синары» вчера говорилось, что общая стоимость контракта превысит 2,5 млрд евро. В этой сумме учтены НДС и оценка темпов инфляции до 2020 г., объясняет представитель «Синары». Его коллега из Siemens добавляет, что подписан только предварительный контракт, сумма еще может поменяться в зависимости от сроков и этапов локализации производства.

Где будут использоваться электрички, также пока не ясно. РЖД лишь заявляет, что «пассажирскими перевозчиками» в железнодорожной сети России. Новые составы заменят старые электрички в крупнейших регионах, говорили ранее сотрудники РЖД. А первая партия – германской сборки – после окончания Олимпиады будет использоваться в качестве аэроэкспрессов, а также заменит традиционные электрички на экспресс-маршрутах, которые соединяют Москву с ближайшими областными центрами.

Подписан в Сочи и другой контракт – на 200 грузовых электровозов производства «Трансмашхолдинга» (2ЭС5), которые компания разрабатывает вместе со своим акционером – французской Alstom. Поставки будут в 2013–2020 гг., сообщила РЖД. Стоимость контракта – около 1 млрд евро, объявил председатель совета директоров «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. На этом договоре РЖД тоже может сэкономить: сейчас, по словам Бокарева, стоимость одного электровоза такого типа составляет 200–210 млн руб., но поставщик будет работать над снижением издержек, что может привести и к снижению стоимости локомотивов.

Сейчас парк грузовых и пассажирских локомотивов РЖД, по ее собственным данным, составляет около 20 000 штук, при этом они изношены более чем на 70%. Новые электровозы и электрички более эффективны и РЖД правильно делает, что закупает эту технику, отмечает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Но в масштабах всей страны нынешние контракты невелики, ведь возможности РЖД ограничены бюджетом, добавляет эксперт, чтобы обновление парка шло быстрее, пришлось бы быстрее повышать тарифы.