Европейцы заплатят «Газпрому» $3,4 млрд

Европейцы заплатят «Газпрому» за то, что предпочли его газу другой, более дешевый. Концерн получит $3,4 млрд за топливо, не выбранное в 2009–2010 гг.

«Газпром»

монополист по экспорту газа из России. основной владелец – государство (более 50%). выручка (МСФО, 2010 г.) – 3,6 трлн руб. прибыль – 998 млрд руб.

Эти цифры вчера сообщил зампред правления «Газпрома», гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев. По его словам, «виртуальный» экспорт в Европу в 2009 г. составил 4,1 млрд куб. м: $1,1 млрд за это «Газпром» получил в прошлом году, еще $100 млн ждет от Чехии. «Виртуальные» продажи в прошлом году – 7,2 млрд куб. м, $1,1 млрд от них получены с декабря 2010 г. по май этого года. Кроме того, не позднее III квартала ожидается $1-миллиардный платеж от турецкой госкомпании Botas.

Эти деньги перечисляются «Газпрому», поскольку его долгосрочные контракты основаны на принципе «бери или плати». Это не штрафы, а, по сути, авансы, уточнил Медведев. Газ, по которому выплачена неустойка, европейцы могут забрать позднее и, возможно, даже выиграют на этом, если в момент физической покупки цены будут выше, чем в 2009–2010 гг. Это весьма вероятно, ведь цены «Газпрома» растут (см. таблицу) и к концу года, по официальному прогнозу концерна, достигнут докризисного уровня – $500 за 1000 куб. м.

«Виртуальная» выручка могла быть и больше. Часть обязательств европейцев «Газпром» простил из-за газовой войны с Украиной 2009 г. (тогда половина Европы на две недели осталась без российского газа). Кроме того, часть контрактных условий была смягчена в связи с кризисом. Правда, точные цифры представители «Газпрома» никогда не раскрывали.

Выручка важнее

Европейский рынок до сих пор самый доходный и «главный» для «Газпрома», напомнил вчера Медведев. Концерн, по его словам, доволен своей сбытовой политикой.

В последние два года его доля на европейском рынке сократилась, признал глава «Газпром экспорта». В 2008 г. она составляла почти 29%, а в 2010 г. – уже 24% (по данным Международного энергетического агентства о потреблении газа в странах ОЭСР). Показатели главного конкурента, Норвегии, – 15% в 2008 г. и 17,5% в прошлом.

Очень показательны, например, цифры по Италии: ее крупнейший импортер – компания Eni в 2010 г. впервые за много лет купила у России меньше газа, чем в Алжире. Его газ был заметно дешевле, и на него пришелся 21% импорта Eni против 19% «Газпрома» (в 2009 г. было 17 против 27%).

«Газпром» стоял перед выбором, что ставить во главу угла: объемы или выручку, напомнил Медведев, «Газпром» выбрал выручку, говорит он: «Думаю, что это был правильный выбор и итоги года подтвердили это». По словам Медведева, это не только мнение «Газпрома». По оценке консалтинговой компании PFC Energy, в 2010 г. совокупная скидка «Газпрома» для покупателей из Европы составила около 3%, сообщил топ-менеджер. А если бы было 30% (как, например, у норвежской Statoil), то для получения прошлогодней выручки «Газпрому» пришлось бы экспортировать 160 млрд куб. м по средней цене $266 за 1000 куб. м. По словам Медведева, это было нереально.

Дешевый газ кончился

«Газпром» два года снижал продажи, потому что цены в его долгосрочных контрактах (привязанные к цене нефти) были заметно выше спотовых или биржевых. Но этот период кончился, заверил Медведев, и впервые объяснил почему.

По новым правилам ЕС контракты национальных оптовых компаний заключаются на 1–2 года, в них очень жесткие условия «бери или плати». И когда из-за кризиса клиенты резко снизили закупки у оптовых трейдеров, те начали сбрасывать лишний газ на рынок, чтобы вернуть хоть что-то, это называется «отчаянные продажи», заметил Медведев. Процесс начался в октябре 2008 г., а к октябрю прошлого года – когда были подписаны новые контракты оптовиков и потребителей – лишний газ исчез с рынка. Ведь наученные горьким опытом трейдеры, наоборот, законтрактовали меньше газа, надеясь на дешевый спот, а как раз его больше нет. В итоге спотовые цены пошли вверх, почти достигли цен «Газпрома», напомнил Медведев, а в отдельные периоды биржевые котировки превышали российские цены, причем значительно.

Именно поэтому экспорт «Газпрома» резко подскочил: рост за пять месяцев – около 17%, заметил Медведев, прогноз на весь год – достижение докризисных показателей (см. таблицу на стр. 01). А спотовые цены и стоимость газа в долгосрочных контрактах должны сравняться в Европе в течение ближайших двух лет, уверен топ-менеджер.

Впрочем, остается еще «фактор США»: из-за резкого роста собственной добычи Америка сократила импорт – и дополнительные объемы сжиженного газа перенаправились в Европу. Это тоже временное явление, которое «исчезнет», считает Медведев, но когда именно, неизвестно.