"Ашан" начал отставать

Крупнейшие иностранные игроки российской продуктовой розницы – Auchan и Metro Cash & Carry – отстали в прошлом году от местных конкурентов, «Магнита» и X5 Retail Group, по темпам роста выручки
Д.Гришкин

Смена направления

Иностранцы из первой пятерки не всегда были в аутсайдерах. Например, в кризисный 2009 год «Ашан» увеличил выручку по РСБУ на 23%, X5 (по МСФО) – на 25%, «Магнит» (МСФО) – на 28,2%, «Метро» – на 4,6%. В 2008 г. продажи «Ашана» увеличились на 42,3%, Х5 – на 41%, «Магнита» – на 41,9%, «Метро» – на 26,2%.

Чистая выручка ООО «Ашан», основной операционной компании одноименной сети гипермаркетов, увеличилась в 2010 г. на 12,5% до 178,1 млрд руб., следует из опубликованной в СПАРК отчетности ритейлера. Чистые продажи ООО «Метро кэш энд керри», по данным СПАРК, выросли на 3,9% до 132,5 млрд руб.

Основные конкуренты иностранцев, российские X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и «Магнит», заметно опередили конкурентов по темпам роста выручки. Чистая выручка Х5 за прошлый год выросла на 24% до 341,6 млрд руб., «Магнита» – на 39,2% до 236,1 млрд руб.

Иностранные ритейлеры открывали меньше новых магазинов, чем российские, объясняет разрыв аналитик «ВТБ капитала» Татьяна Прокина. «Для западных ритейлеров Россия – важный рынок, но не основной. На развитие в стране выделяется определенный бюджет. В кризис он мог быть сокращен», – считает аналитик.

«Магнит», например, открыл за прошлый год 827 магазинов, а группа X5 самостоятельно открыла 437 объектов и купила 660 магазинов «Копейка».

«Ашан» за прошлый год открыл пять гипермаркетов, сказала представитель сети Мария Курносова. Ритейлер, по ее словам, вел переговоры о покупке сети «Мосмарт», но сделка не состоялась (сеть приобрел владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов. – «Ведомости»). «Новые магазины открывались в конце года и потому сильно не повлияли на товарооборот. Органический рост был хорошим. Мы наблюдали увеличение числа покупателей при сохранении среднего чека», – сказала Курносова, не раскрыв цифр.

Metro Cash & Carry также открыла за прошлый год пять торговых центров. «В первом полугодии 2010 г. наши основные клиенты – частные предприниматели и небольшие компании розничного, ресторанного и гостиничного бизнеса – продолжали испытывать последствия финансового кризиса. Их продажи восстанавливались постепенно, и отчасти из-за этого заметную положительную динамику продаж мы увидели только во втором полугодии», – рассказала представитель Metro Оксана Токарева.

Российские же компании рассматривают нынешнюю ситуацию на рынке как возможность быстро нарастить свою долю, продолжает Прокина. «Магнит» в этом году планирует открыть около 800 дискаунтеров, 200 точек в формате «дрогери» и 51–54 гипермаркета, говорил ранее гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий. На эту программу компания готова потратить до $1,8 млрд, добавлял он. Инвестпрограмма X5 на 2011 г. (40 млрд руб.) подразумевает открытие не менее 540 магазинов разных форматов. «Ашан» и «Метро» свои планы на год не раскрывают.