Сколько стоят российские автодилеры

До кризиса российский авторитейл был переоценен чуть ли не втрое, следует из отчетности европейского автодилера Inchcape. Он заплатил за российскую группу Musa Motors, входящую в десятку крупнейших в стране продавцов новых автомобилей, $272 млн вместо $700 млн, обещанных до кризиса
А.Махонин

Вчера группа Inchcape в отчетности за первое полугодие 2011 г. сообщила, что завершила сделку по покупке Musa Motors, выплатив в июне за 24,9% этой компании 19,6 млн фунтов стерлингов ($32 млн), основываясь на ее EBITDA в 2010 г. С учетом этих затрат поглощение 100% российского автодилера обошлось Inchcape в $272 млн, что почти в 2,6 раза меньше оценки Musa Motors при заключении этой сделки.

Кто больше

Продажи новых легковых автомобилей в России к 2020 г. вырастут на 45–68% до 3,2–3,7 млн единиц, считают эксперты «АСМ-холдинга». По их мнению, в 2011 г. будет продано 2,2 млн новых легковушек, на 22% больше, чем в 2010 г. Ассоциация европейского бизнеса надеется на уровень продаж в 2,35 млн автомобилей. А оптимистичный прогноз PricewaterhouseCoopers – 2,5 млн новых легковушек.

Inchcape

Автодилер. Акционеры: M&G Investment Management (13,79%), Prudential (12,03%), Джордж Хереш (9,01%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – 1,78 млрд фунтов стерлингов ($2,92 млрд). Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г.): выручка – 2,93 млрд фунтов стерлингов ($4,69 млрд), чистая прибыль – 93,8 млн фунтов стерлингов ($150,25 млн).

Inchcape договорилась о приобретении Musa Motors весной 2008 г. По условиям соглашения максимальные выплаты за 100% долей группы могли составить $700 млн, или более 20 EBITDA за 2008 г. Тогда эта оценка буквально взорвала рынок, рассказывал «Ведомостям» основатель группы «Рольф» Сергей Петров – она подкрепляла надежды на радужное будущее российского авторынка. Владельцы региональных дилерских «сетей» из двух салонов продаж стали смело просить за свой бизнес по $100 млн, сокрушался Петров. Но уже осенью 2008 г. продажи новых автомобилей начали резко падать, и если по итогам года рынок еще показал рост, то в 2009 г. в России было продано на 49% меньше новых легковушек.

Inchcape сразу выплатила владельцу компании – ее основателю Борису Тетереву – $200 млн за 75,1%-ную долю в Musa Motors, привязав последующие выплаты за этот пакет (максимум – $450 млн), а также за опцион на оставшиеся 24,9% со сроком исполнения в 2011 г. (максимум – $250 млн) к уровню EBITDA Musa Motors в 2008–2010 гг. Официально Musa свои финансовые показатели не раскрывает, но, по оценке журнала «Авто бизнес ревю», ее выручка в 2008 г. составляла $835 млн, а в 2009 г. все российские предприятия Inchcape (у компании кроме Musa Motors семь дилерских центров в Санкт-Петербурге и СП в Москве с «Независимостью») заработали около $833 млн. Сама группа Musa насчитывает 12 дилерских центров под брендами Musa Motors, «Борисхоф» и Rolls-Royce Motor Cars Moscow.

Объявленные вчера выплаты Inchcape за Musa Motors оказались значительно ниже ожиданий. Так, за 75,1%-ную долю она доплатила всего $40 млн (т. е. этот пакет обошелся ей в $240 млн), а стоимость опциона была урезана по сравнению с максимальной в 7,8 раза. Связаться с Тетеревым вчера не удалось, а его знакомый говорит, что продавец «сделкой не разочарован». Представитель Inchcape не ответил вчера на запрос «Ведомостей».

До кризиса ожидания владельцев автодилерского бизнеса были завышенными, сейчас же они стали более приземленными и обсуждаемые мультипликаторы в сделках приближаются к показателям развитых рынков – в диапазоне 5–7 EBITDA, говорит директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. У Musa Motors показатель EBITDA за 2010 г. – около $19 млн, уверяет знакомый Тетерева, т. е. стоимость 24,9%-ной доли рассчитана исходя из оценки всей компании по мультипликатору 6,7.

Во время кризиса инвестиционных сделок не было, но сейчас рынок оживился и в скором времени можно ждать сделок, считает Бончев. Но запросы продавцов снова заоблачные, пожаловался «Ведомостям» владелец крупной дилерской группы, который последние месяцы обсуждал поглощение конкурента.

Быстрый рост российского рынка на фоне стагнации в Европе может привлечь внимание и других иностранных автодилеров, считает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. В этом году в стране уже начал работать крупнейший в Восточной Европе дилер подержанных автомобилей – чешская AAA Group, напоминает он. Та же Inchcape получила в России за первую половину 2011 г. прибыль от реализации в размере 10,1 млн фунтов стерлингов, что на 83,6% выше показателя соответствующего периода 2010 г. Это 7,2% в общей прибыли группы от реализации.