«Газпром» предлагает отменить для него действие закона о трансфертных ценах

Отношения «Газпрома» с «дочками» априори рыночные, к ним не нужно применять правил контроля за трансфертными ценами, сообщил «Газпром» правительству. Премьер Владимир Путин пока не смог отказать газовой монополии

Вывести сделки «Газпрома» и его «дочек» из-под контроля за трансфертным ценообразованием председатель правления газовой монополии Алексей Миллер попросил председателя правительства Владимира Путина в письме от 27 сентября, с которым ознакомились «Ведомости».

Миллер просит повлиять на Минфин, чтобы тот внес поправки в Налоговый кодекс, признающие априори рыночными сделки с участием самого «Газпрома» и структур, в которых его доля свыше 50%, если они ведут добычу, транспортировку или продажу газа на территории России.

Путин поручил рассмотреть предложение. Ответ от Минфина, Минэкономразвития и Минэнерго должен поступить в правительство к 21 октября.

Помощь Путина потребовалась «Газпрому» из-за того, что с 2012 г. вступают в силу новые правила налогового контроля за трансфертными ценами, следует из письма Миллера. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняты в этом году после нескольких лет обсуждения. Они значительно увеличивают риски пересмотра нерыночных цен между аффилированными компаниями и начисления штрафов (см. врез). Причем изменения сужают круг контролируемых операций по сравнению с действующим, концентрируя внимание налоговиков на крупных внутренних операциях и зарубежных сделках.

Свою просьбу Миллер мотивирует абстрактно, указывая, что новые правила никогда не применялись к организациям газовой отрасли и не учитывают специфики газовой отрасли. Следом идет аргумент про перемены в осенне-зимний период, традиционно сложный для «Газпрома». Наконец, Миллер пишет, что новые правила могут отрицательно повлиять на исполнение инвестпрограммы, капитализацию и даже конкурентное положение на рынке.

Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

Сотрудник «Газпрома» согласился объяснить, в чем специфика: сейчас «Газпрому» разрешено работать по трансфертным ценам – закон о газоснабжении позволяет ему самостоятельно определять внутренние расчетные цены. Получается, что государство, с одной стороны, это разрешило, с другой – собирается наказывать, если такая цена лежит вне рынка, удивляется собеседник «Ведомостей».

Не нужно искать несоответствия в законе о газоснабжении и Налоговом кодексе, налоговые отношения определяет последний, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: так можно вспомнить и о Гражданском кодексе, который устанавливает свободу договора. В Налоговом кодексе нельзя ввести льготу конкретно для «Газпрома», но можно сделать это для всей газовой отрасли, продолжает он, либо замаскировать монополию под описательными условиями, например, введя льготу для оператора газотранспортной системы.

Как следует из письма «Газпрома», Минэнерго поддерживает его предложения, а Минфин выступает против. Представитель Минфина не смог объяснить позицию министерства. Позиция Минэкономразвития не указана, его представитель от комментариев отказался. Сотрудник «Газпрома» полагает, что отзыв Минэкономразвития также будет отрицательным.

Чтобы учесть специфику отрасли, необязательно править закон, говорит Костальгин: можно заключить соглашение о ценообразовании с ФНС, что защитит от пересчета цен и штрафов, либо создать консолидированную группу налогоплательщика, внутри которой сделки не контролируются. Правда, закон о консолидированном налогоплательщике только принимается Думой.

Соглашение о ценообразовании «Газпром» уже обсуждает с ФНС, говорит сотрудник компании, но налоговики опасаются его заключать, так как никогда раньше этого не делали. Непонятно, с чем сравнивать цены «Газпрома», чтобы определить их рыночность, объясняет он.

По словам двух участников рабочей группы Думы по законопроекту, «Газпром» на всех заседаниях просил вывести его из-под действия закона.

«Газпром» даже проводил консультации с фракцией «Единой России». Эти усилия увенчались только частичным успехом: газ не вошел в перечень сырьевых товаров, трансграничные сделки с которыми контролируются в любом случае. Но на осеннюю сессию запланировано рассмотрение поправок в только что принятый закон, рассказывали чиновники и депутаты.

«Вот с самого начала был уверен, что «Газпром» все-таки получит льготу», – реагирует на новость топ-менеджер крупной сырьевой компании: сейчас этому способствует уход министра финансов Алексея Кудрина, без него Минфину будет сложнее отстоять свою позицию. По его словам, если льготу получит «Газпром», другой крупный бизнес также попросит смягчить последствия принятия закона. Как минимум можно попросить заключать соглашения о ценообразовании до 1 января, рассуждает собеседник «Ведомостей»: из-за неясности с ценами встал весь инвестиционный процесс, даже финансовые меморандумы не утвердить.

Экономика «Газпрома» построена на трансфертных ценах, это не секрет, говорит федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта. По его мнению, рассматривать налоговые идеи монополии нужно лишь после того, как будет принят закон о консолидированном налогоплательщике.

Своя специфика есть у каждой отрасли, и это не повод для особого положения, возмущаются сотрудники двух крупных нефтяных холдингов. Будут ли нефтяники добиваться подобных льгот, они оценить затруднились.

Такой подход может сыграть против «Газпрома» и негативно отразиться на капитализации, рассуждает один из собеседников «Ведомостей»: стремление выйти из-под общих правил прозрачного ценообразования и налогообложения не впечатляет инвесторов.

Бывшему менеджеру «Газпрома» неизвестно о каких-либо налоговых преференциях, которыми пользовался концерн в 1990-е. Тогда многие крупные компании, особенно с госучастием, договаривались, сколько они могут заплатить в бюджет в виде налогов, а потом эта сумма как-то официально оформлялась, вспоминает он, и «Газпром» не был исключением. Давление налоговиков, особенно на крупные «дочки» «Газпрома», было существенным, продолжает он, однажды концерн даже привлекал заемные средства, чтобы заплатить налоги.

В 1990-е гг. «Газпром» обеспечивал 15% доходов Москвы – примерно столько же, сколько весь малый бизнес, вспоминает президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник, бывший замминистра налогов и сборов и бывший начальник инспекции Госналогслужбы (ГНС) по Москве. Крупных проблем с «Газпромом» не возникало, преференций у него не было, давления со стороны правительства – тоже, утверждает он. Лишь однажды, накануне массовой проверки «Газпрома» по всей стране, позвонил ныне покойный Борис Федоров, тогдашний руководитель ГНС, и сказал, что есть указание не проводить проверки, но указания Черник не выполнил. Проверка была проведена, выявлены, как и при любой проверке, нарушения, но они не были какими-то необычными или очень серьезными, заключает он.