«АвтоВАЗ» увеличил прибыль на бумаге

«АвтоВАЗ» в первом полугодии вышел на докризисный уровень чистой рентабельности, сравнявшись по этому показателю с иностранными автоконцернами. Помогла бумажная прибыль
А.Махонин

АвтоВАЗ

Автоконцерн. Акционеры (на 30 сентября) - «Ростехнологии» 18,83% капитала, «Тройка диалог» – 24,28%, Renault – 25%

«АвтоВАЗ» в первом полугодии 2011 г. увеличил чистую прибыль по МСФО вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 6,37 млрд руб., отчитался вчера автопроизводитель. Его выручка выросла на 39,4% до 82,2 млрд руб., завод впервые с докризисного времени получил прибыль от продаж – 309 млн руб.

Рентабельность «АвтоВАЗа» по чистой прибыли также поднялась до докризисных уровней и выросла с 5,2% в первой половине 2010 г. до 7,7%. По этому показателю российский автозавод опережает многих иностранных конкурентов – так, у Renault чистая рентабельность за первое полугодие 2011 г. составляет 5,9%; у General Motors по результатам апреля – июня – 7,6%, у Nissan – 2,9%, а у Toyota – 0,03%. Впрочем, у Volkswagen этот показатель по итогам полугодия выше – 8,3%.

Чистая прибыль «АвтоВАЗа» во многом бумажная – она сформирована за счет изменения в резервах и оценки справедливой стоимости беспроцентного займа, выданного заводу «Ростехнологиями», указывает аналитик «Финама» Константин Романов. Переоценка займа принесла «АвтоВАЗу» в первой половине года 11,3 млрд руб., указано в презентации концерна (доход по этой статье в первом полугодии 2010 г. составил 8,4 млрд руб.). Без учета бумажных статей прибыль «АвтоВАЗа» составила бы около 600 млн руб., подсчитал Романов, назвав этот результат вполне успешным.

Конъюнктура не подвела и «АвтоВАЗ» смог снизить долю на авторынке страны не так сильно, как планировал, отметил исполнительный вице-президент компании Олег Лобанов: с 29% в первой половине 2010 г. до 25%. При этом прогноз был – 21%.

В первом полугодии «АвтоВАЗ» сократил чистый долг на 32% до 38,5 млрд руб. (общий долг составил 56,9 млрд), отчиталась компания. Снижение долга в основном произошло благодаря уменьшению размера займа «Ростехнологий», сказал Лобанов. В марте «АвтоВАЗ» провел допэмиссию, выкупленную его мажоритарными акционерами. Renault заплатила за новые акции 3,2 млрд руб., которые пошли на закупку оборудования для линии, где будут собираться автомобили на платформе B0; «Ростехнологии» погасили 9,4 млрд руб. долга «АвтоВАЗа». Сокращение остальной части долга произошло за счет доходов от операционной деятельности и выплаты части кредитов, отметил Лобанов, не назвав цифр.

Прогнозировать результаты 2011 г. Лобанов не стал, отметив лишь, что они будут соответствовать плану компании до 2020 г., пересматривать который пока не планируется. По стратегии, производство и продажи завода в 2012 г. могут снизиться: «АвтоВАЗу» придется остановить вторую и третью нитки конвейера для модернизации – на их месте будет построена одна линия, напомнил президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. К тому же из-за кризиса спрос на автомобили может сократиться, предупредил Романов.