«Газпром» успокоил антимонопольную службу

«Газпром энергохолдинг» не считает, что покупка энергоактивов Виктора Вексельберга приведет к снижению конкуренции. Компания пытается доказать Федеральной антимонопольной службе (ФАС), что сделка должна быть одобрена с минимальными условиями
М.Стулов

В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация «Газпром энергохолдинга», подготовленная компанией в ФАС. Это один из вариантов документа, который готовила компания для ведомства, подтвердили два ее сотрудника. Из него следует, что покупка активов «КЭС-холдинга» не ухудшит конкуренцию в электроэнергетике.

Служба пока не дала ответ на ходатайство компании о покупке активов «КЭС-холдинга». На объединенную компанию придется четверть производства электроэнергии в России (см. врез). Но руководитель ФАС Игорь Артемьев не раз говорил, что служба видит в сделке угрозу для конкуренции. «Считаю, что такая сделка, если она осуществится, не принесет пользы ни энергетике России, ни российским потребителям», – передавало в июле «Прайм» слова бывшего предправления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса.

Артемьев же предупреждал, что его ведомство если и одобрит сделку, то только при условии продажи части бизнеса. ФАС ждет, что результатом объединения станет введение предельного уровня цен на мощность в зонах свободного перетока (ЗСП) с либерализованным ценообразованием, в частности в ЗСП «Центра», где сконцентрированы основные активы сторон.

Чтобы сделка не угрожала конкуренции на энергорынке, доля установленной мощности нового СП в каждой из зон не должна превышать 20%, говорится в презентации «Газпром энергохолдинга». Объединяемые активы пересекаются в трех зонах. В «Центре» находятся Рязанская ГРЭС, входящая в ОГК-2, и ТГК-6 КЭС. В «Урале» – Троицкая ГРЭС (ОГК-2), а также станции ТГК-9 и Оренбургская теплогенерирующая компания «КЭС-холдинга». В Серовско-Богусловском узле – Серовская ГРЭС (филиал ОГК-2) и активы ТГК-9.

По расчетам «Газпром энергохолдинга», в «Урале» и «Центре» объединенные активы в 2011 г. будут вырабатывать 17 и 15% установленной мощности соответственно, а в Серовско-Богусловском узле – 100%. Но проблема решится сама собой, говорится в презентации: в 2012 г. зона «Урал» сольется с Серовско-Богусловским узлом (в утвержденном ФАС перечне ЗСП на 2012 г. Серовско-Богусловский узел включен в «Урал»). А на объединенной территории доля установленной мощности СП составит безопасные для конкуренции 18%.

Впоследствии сделка все-таки может привести к ограничению конкуренции, признают авторы презентации. К концу 2015 г. за счет ввода новых станций, предусмотренного договорами о предоставлении мощности, доля СП в объединенной зоне может достичь 22%.

При принятии решения ФАС будет ориентироваться не только на ситуацию в этих трех зонах, но и везде, где работают компании, обещает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Даже по отдельности они доминируют и в других зонах: «Газпром энергохолдинг» имеет более 20% установленной мощности в семи из 29 зон (80% в «Вологде», 59% в «Западе», 72% в «Москве», 67% в «Кубани» и т. д.), КЭС – в пяти (61% в «Вятке», 39% в «Волге», 66% в «Перми» и т. д.). Служба может потребовать до сделки продать часть активов даже в тех зонах, где ее участники уже доминируют, утверждает источник, близкий к ФАС.

Генеральный директор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров сообщил «Ведомостям» через представителя, что ожидает предписаний ФАС: поведенческих условий или требований об отчуждении малозначительной мощности. Могут иметься в виду только те объекты, что пересекаются в Серовско-Богусловском узле, подчеркнул его первый заместитель Павел Шацкий. Представитель КЭС от комментариев отказался.

Закон допускает несколько способов оценки положения компании на рынке. В 2005 г. «Евроцемент груп» Филарета Гальчева за несколько недель удалось получить разрешение на покупку цементного бизнеса компании «Интеко» за $800 млн. Тогда чиновники посчитали, что сделка не ведет к созданию монополии, так как доля «Евроцемент груп» на федеральном рынке не превышает 36%. Впоследствии служба решила, что «Евроцемент груп» все же является монополией, а рынок следует считать не по стране в целом, а разбивать на укрупненные регионы. ФАС даже требовала от компании продать часть активов, но в итоге тяжба кончилась мировой.