Статья опубликована в № 3005 от 19.12.2011 под заголовком: «Кольская» на дне

Буровая платформа нанесла российским нефтяникам непонятный ущерб

«Зарубежнефть» лишилась одной из двух буровых платформ. В субботу утонула платформа «Кольская». Из 67 находившихся на борту пока спасено лишь 14 человек
С. Ещенко РИА Новости

Плавучая буровая установка (ПБУ) «Кольская» (принадлежала «дочке» «Зарубежнефти» – «Арктикморнефтегазразведке», АМНГР) следовала от западного побережья Камчатки, где использовалась на подряде у «Газпрома», на базу в бухту Зырянская (Сахалин), сообщил «Ведомостям» представитель АМНГР. Ее сопровождали ледокол «Магадан» (принадлежит ДВМП) и буксир «Нефтегаз-55» (принадлежит АМНГР).

Утром караван попал в шторм в Охотском море. Скорость ветра составляла 15–20 м/с с порывами до 25 м/с, высота волн – до 6 м. У буровой выбило иллюминаторы, вода стала поступать во внутренние емкости. В 9.24 по местному времени (2.24 МСК) экипаж установки подал сигнал SOS. Спустя три с половиной часа в 200 км от Сахалина буровая перевернулась и затонула.

По данным МЧС, на «Кольской» было 67 человек. По состоянию на 20.00 МСК спасены 14 человек, четверо без признаков жизни обнаружены в воде, но из-за шторма не подняты на борт, судьба остальных не известна. Под вопросом была и судьба буксира «Нефтегаз-55». Его корпус треснул, но к вечеру пробоина была заделана.

Ространснадзор создал комиссию по расследованию причин аварии. Следственный комитет России рассматривает версию с нарушением правил буксировки. Представитель ДВМП от комментариев отказался.

ПБУ «Кольская» была построена на финской верфи Rauma Repola в 1985 г., тогда же передана АМНГР. Флот компании насчитывает 25 судов (среди них буровое судно «Валентин Шашин» и еще одна самоподъемная буровая установка – «Мурманская»). Весь флот АМНГР построен в конце 1980-х гг. «26 лет для буровой не возраст», – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Однако все зависит от технического состояния и условий ее эксплуатации, отмечает он. Последний раз «Кольская» ремонтировалась весной 2010 г. В модернизацию платформы компания вложила несколько сотен миллионов рублей, говорил ее гендиректор Юрий Мелехов. Платформа была застрахована, отмечает представитель АМНГР, но не раскрывает ни сумму страхового покрытия, ни страховщика.

Из-за отсутствия госзаказов АМНГР долгое время была на грани банкротства, а буровое оборудование сдавала в аренду. В апреле президент Дмитрий Медведев подписал указ о преобразовании ФГУП АМНГР в ОАО и передаче его «Зарубежнефти». Последняя в этом же году получила право работать на российском шельфе.

Представитель Минэнерго отказался комментировать, как может отразиться авария на компании. Сотрудник министерства сообщил «Ведомостям», что проблем с допуском «Зарубежнефти» к освоению шельфа не будет. Аналитик БКС Андрей Полищук отмечает, что «Зарубежнефть» может столкнуться с техническими сложностями – придется заменить затонувшую платформу другой, ее можно либо арендовать, либо строить. По подсчетам Фролова, строительство новой буровой может обойтись «Зарубежнефти» в несколько десятков миллионов долларов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать