Буровая платформа нанесла российским нефтяникам непонятный ущерб

«Зарубежнефть» лишилась одной из двух буровых платформ. В субботу утонула платформа «Кольская». Из 67 находившихся на борту пока спасено лишь 14 человек
С. Ещенко РИА Новости

Представитель Минэнерго отказался комментировать, как может отразиться авария на компании. Сотрудник министерства сообщил «Ведомостям», что проблем с допуском «Зарубежнефти» к освоению шельфа не будет. Аналитик БКС Андрей Полищук отмечает, что «Зарубежнефть» может столкнуться с техническими сложностями – придется заменить затонувшую платформу другой, ее можно либо арендовать, либо строить. По подсчетам Фролова, строительство новой буровой может обойтись «Зарубежнефти» в несколько десятков миллионов долларов.

Плавучая буровая установка (ПБУ) «Кольская» (принадлежала «дочке» «Зарубежнефти» – «Арктикморнефтегазразведке», АМНГР) следовала от западного побережья Камчатки, где использовалась на подряде у «Газпрома», на базу в бухту Зырянская (Сахалин), сообщил «Ведомостям» представитель АМНГР. Ее сопровождали ледокол «Магадан» (принадлежит ДВМП) и буксир «Нефтегаз-55» (принадлежит АМНГР).

Утром караван попал в шторм в Охотском море. Скорость ветра составляла 15–20 м/с с порывами до 25 м/с, высота волн – до 6 м. У буровой выбило иллюминаторы, вода стала поступать во внутренние емкости. В 9.24 по местному времени (2.24 МСК) экипаж установки подал сигнал SOS. Спустя три с половиной часа в 200 км от Сахалина буровая перевернулась и затонула.

По данным МЧС, на «Кольской» было 67 человек. По состоянию на 20.00 МСК спасены 14 человек, четверо без признаков жизни обнаружены в воде, но из-за шторма не подняты на борт, судьба остальных не известна. Под вопросом была и судьба буксира «Нефтегаз-55». Его корпус треснул, но к вечеру пробоина была заделана.

Ространснадзор создал комиссию по расследованию причин аварии. Следственный комитет России рассматривает версию с нарушением правил буксировки. Представитель ДВМП от комментариев отказался.

ПБУ «Кольская» была построена на финской верфи Rauma Repola в 1985 г., тогда же передана АМНГР. Флот компании насчитывает 25 судов (среди них буровое судно «Валентин Шашин» и еще одна самоподъемная буровая установка – «Мурманская»). Весь флот АМНГР построен в конце 1980-х гг. «26 лет для буровой не возраст», – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Однако все зависит от технического состояния и условий ее эксплуатации, отмечает он. Последний раз «Кольская» ремонтировалась весной 2010 г. В модернизацию платформы компания вложила несколько сотен миллионов рублей, говорил ее гендиректор Юрий Мелехов. Платформа была застрахована, отмечает представитель АМНГР, но не раскрывает ни сумму страхового покрытия, ни страховщика.

Из-за отсутствия госзаказов АМНГР долгое время была на грани банкротства, а буровое оборудование сдавала в аренду. В апреле президент Дмитрий Медведев подписал указ о преобразовании ФГУП АМНГР в ОАО и передаче его «Зарубежнефти». Последняя в этом же году получила право работать на российском шельфе.