Ущерб от действий BP консорциум ААР оценил в один доллар

Консорциум ААР оценил всего в $1 ущерб, нанесенный намерением ВР создать стратегический альянс с «Роснефтью» в обход ТНК-BP

Почти год консорциум ААР пытается доказать в Стокгольмском арбитражном трибунале, что его партнер по ТНК-ВР – британская ВР нарушила акционерное соглашение. В январе последняя объявила о создании стратегического альянса с «Роснефтью». Сделка подразумевала совместную разработку месторождений шельфа Карского моря и обмен акциями (5% BP на 9,5% «Роснефти»). ААР утверждает, что BP была обязана предложить поучаствовать в проекте ТНК-BP, и начал разбирательство в стокгольмском арбитраже.

Недавно консорциум уведомил трибунал об ущербе от действий BP. Он составил всего $1, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к акционерам ТНК-ВР. На таких условиях в минувший четверг арбитраж разрешил ААР продолжать судебные разбирательства, говорит один из них. Ранее близкие к российским акционерам ТНК-BP источники грозили BP исками на миллиарды долларов.

Сумма номинальная, сказал один из собеседников «Ведомостей»: ее определение – следствие норм британского права, иначе иск не может быть принят к рассмотрению. Требовать компенсации ущерба может только та сторона, которая понесла прямые убытки, а это ТНК-ВР, поясняет он. С этим соглашается и партнер юридической фирмы «Hepp» Илья Рачков: рассчитывать на более существенную компенсацию ААР мог бы, если бы к иску присоединилась ТНК-ВР. Тогда консорциум мог бы претендовать на половину от ущерба, понесенного «дочкой», объясняет юрист. ААР просил трибунал рассмотреть дело в интересах ТНК-ВР, но суд отказал консорциуму, добавляет другой источник.

Решение арбитраж вынесет в конце весны – начале лета, говорят собеседники «Ведомостей». На этом разбирательства не закончатся, отмечает один из них: истребовать с ВР компенсации реальных потерь через суд может ТНК-ВР. Точный размер ущерба пока не подсчитан, но он может составить несколько миллиардов долларов, говорит один из собеседников «Ведомостей». Этот вопрос уже обсуждался на совете директоров компании в начале декабря. Правда, голосование по этому вопросу было перенесено на последующие заседания совета.

Если трибунал вынесет решение в пользу ААР, это усилит позиции ТНК-ВР в потенциальном судебном разбирательстве с ВР, говорит один из собеседников «Ведомостей». Вердикт арбитража – конфиденциальный документ. ТНК-ВР не сможет не только использовать его как аргумент в споре с ВР, но даже ознакомиться с содержанием документа, парирует другой источник. Ответственность за нарушение нормы о конфиденциальности в законе четко не прописана, отмечает Рачков. А ААР найдет возможность воспользоваться решением трибунала, формально не нарушая требований о конфиденциальности.

Представители ВР, ААР и ТНК-ВР от комментариев отказались.