"Базовый элемент" собирается стать крупнейшим аэропортовым оператором России

«Базовый элемент» Олега Дерипаски при поддержке сингапурской Changi Airports и Сбербанка может стать крупнейшим аэропортовым оператором России. Помимо «Шереметьево» «Базэл» нацелился еще на пять крупных региональных аэропортов
И.Чуприн/ РИА Новости

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в июле 2011 г. называл Changi одной из наиболее предпочтительных управляющих компаний для «Шереметьево». Люди, работающие в аэропортовом бизнесе, говорили «Ведомостям», что создание СП с российской компанией было одним из главных условий прихода Changi на российский рынок, так что основная цель СП – бороться за крупнейший аэропортовый актив.

Совместное предприятие «Базового элемента» со Сбербанком и Changi Airports (крупнейший актив под управлением этой компании – сингапурский аэропорт Чаньги) поборется за аэропорты Калининграда, Уфы, Перми, Красноярска и Иркутска, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора «Базэла» Андрей Елинсон: партнеры уже ведут переговоры с региональными и федеральными чиновниками. В Росавиации и Минтрансе затруднились прокомментировать ход этих переговоров.

«Базовый элемент» через «дочку» «Базэл аэро» уже владеет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе – их пассажиропоток в 2011 г. составил порядка 4,5 млн человек. Эти аэропорты «Базэл» и вносит в СП со Сбербанком и Changi, а взамен получает 50% компании. Совместный бизнес поможет увеличить капитализацию имеющихся аэропортовых активов, уверен Елинсон. Вместе с упомянутыми пятью аэропортами СП будет обеспечивать почти 11% всего пассажиропотока в России – 12,5 млн из 112,4 млн человек. А если не брать в расчет ключевой для России Московский авиаузел с его 56,5 млн пассажиров в год, доля СП в общем пассажиропотоке составит – по сегодняшним показателям – 21,5%. Сейчас контрольные пакеты всех этих аэропортов находятся у государства, их приватизация запланирована на 2012–2013 гг.

Сбербанк собирается внести в СП с «Базэлом» и Changi примерно $120 млн, за это он получит 20% акций. Но банк будет партнером СП только на старте, предупредил президент Сбербанка Герман Греф, потом доля будет продана – и, возможно, через первичное размещение акций. Changi же останется в СП надолго, заявил представитель компании.

В конце октября 2011 г., когда подписывался договор с Changi и Сбербанком, Елинсон не исключил участия СП в конкурсе на управление вторым по величине российским аэропортом – «Шереметьево». Дата конкурса пока не определена – не раньше марта 2012 г. и не позже начала 2013 г.

Оценить инвестиционную программу СП для региональных российских аэропортов Елинсон пока затруднился: «План развития аэропорта – очень серьезный документ, он готовится на перспективу 25–30 лет». Бизнес-план СП – на начальном этапе разработки, знает сотрудник СП, затраты только на приобретение и развитие региональных аэропортов могут достичь $2 млрд.

Топ-менеджер «Домодедово» говорит, что ставка СП на региональный рынок себя оправдает – сейчас в России отмечается планомерное перераспределение пассажирского трафика из Москвы в регионы.

С конкурентом соглашается и Елинсон: «Сложившаяся в России структура авиаперевозок неэффективна и неудобна для пассажиров. Московские аэропорты перегружены, необходимо развивать региональные перевозки, создавать хабы».

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков говорит, что приход СП в заявленные аэропорты нельзя считать свершившимся. На рынке сложилась географическая специализация, считает он: аэропортовый холдинг «Реновы», а также «Новапорт» работают в центре страны, на Урале и в Сибири, а «Базэл» до сих пор работал на юге. «Новапорт» уже заявил о своих претензиях на Уфу. Но стремление СП к северным и центральным авиаузлам – правильный ход, уверен Рожков: управление аэропортами, которые удалены друг от друга более чем на 1000 км, позволит построить хорошую маршрутную сеть.