Россия теряет позиции на мировом газовом рынке

Расстановка сил на мировом энергорынке изменится: газ потеснит нефть и уголь, США – Россию и Ближний Восток, считают в МЭА. Для «Газпрома» у агентства плохая новость: цены на газ в Европе снизятся на 18% к 2035 г.
J.Guillemin Bloomberg

Нетрадиционный газ может изменить ситуацию на мировом энергетическом рынке и перетасовать колоду основных игроков, заявил главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль.

Доля России и стран Ближнего Востока в глобальной торговле газом снизится с 45 до 35% к 2035 г., крупнейшим производителем будут США: 825 млрд куб. м против 785 млрд у России, прогнозирует МЭА в докладе «Золотые правила для золотого века газа». Согласно BP Statistical Review, США обошли Россию еще в 2009 г., добыв на 55 млрд куб. м больше (583 млрд), в 2010 г. – на 22 млрд (611 млрд). У МЭА другие данные – 1-е место в 2010 г. отводится России: 637 млрд куб. м против 609 млрд в США. В любом случае еще пять лет назад США рассматривались как импортер газа, напоминают аналитики Сбербанка.

Сокращение доли на рынке газа будет мешать России и странам Ближнего Востока диктовать потребителям цены, обещает Бироль. В Европе – главный рынок сбыта для «Газпрома» – цены будут падать, обещает МЭА: к 2035 г. – на 18%. «Сланцевая революция» в США и сокращение импорта газа в Америку, конечно, повлияют на европейский рынок, на который будет больше поступать СПГ, но невозможно спрогнозировать, какой будет цена газа в 2035 г., оценки постоянно меняются, во всяком случае спрос будет расти, отмечает представитель «Газпром экспорта». «Сланцевая революция» в США похожа на голливудский фильм, говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер в интервью Suddeutsche Zeitung в начале 2012 г.

К 2035 г. поменяется структура энергетического спроса: доля газа вырастет с 21 до 25%, угля – сократится с 28 до 24%, нефти – с 32 до 27%, прогнозирует МЭА. Общий спрос на энергоресурсы увеличится на 35%, в том числе на газ – на 50%. 80% прироста обеспечат страны, не входящие в ОЭСР: Китаю, Индии и экономикам Ближнего Востока потребуется дополнительно 900 млрд куб. м газа к 2035 г.

Главным двигателем газового рынка станут технологии, а не абсолютные запасы ресурсов, доля нетрадиционного газа (в первую очередь сланцевого) увеличится с 14 до 32%, прогнозирует МЭА. Экспансия нетрадиционного газа – главный вызов для нынешних основных игроков – России и Ближнего Востока, которым, вероятно, придется скорректировать программы освоения новых месторождений, говорится в докладе. Согласно энергостратегии России до 2030 г. добыча газа должна вырасти до 885–940 млрд куб. м.

Начало добычи сланцевого газа – самое значительное событие в энергобизнесе за последние 50 лет, говорил бывший директор ЦРУ Джон Дейч. Это привело к обвалу цен на североамериканском рынке, сейчас газ в США стоит дешевле, чем в России, отмечают аналитики Cбербанка. Цены на газ в США снизились на 62% за последний год – до $2,502 за 1 млн британских термальных единиц (данные Bloomberg).

Сланцевый газ фактически убил новые проекты в угольной отрасли и начинает расправляться с ядерной энергетикой, говорит Дэвид Крейн из NRG Energy. В США планируется построить 258 новых электростанций на газе к 2015 г. (данные департамента энергетики страны). Дешевый газ может стать главным фактором возрождения национальной промышленности в США, считает Боб Маккатчен из PricewaterhouseCoopers. Высокие издержки заставляли американских производителей инвестировать за рубежом, где энергия была более дешевой, но уравнение полностью поменялось: теперь выгодно возвращаться в США, говорил президент Dow Chemical Эндрю Ливерис.

Сценарию «золотого века газа» могут помешать чиновники, опасается МЭА: во многих странах обсуждается запрет на добычу сланцевого газа из-за опасений, что ее рост может негативно отразиться на экологии. Ограничения уже введены во Франции, Болгарии, Румынии. Влияние добычи нетрадиционного газа еще не изучено и нет адекватной нормативной базы для регулирования отрасли, заявил Пол Джонсон из Greenpeace. Если общественность затормозит развитие добычи сланцевого газа, доля России и Ближнего Востока в мировой торговле газом достигнет примерно 50%, считает Бироль.