Airbus подозревает Boeing в демпинге


После недавнего проигрыша по числу контрактов, заключенных на «Фарнборо», новый гендиректор Airbus Фабрис Брежье обвинил американского конкурента – корпорацию Boeing – в начале ценовой войны. Airbus давно на шаг впереди конкурента по количеству заказов, но Boeing ведет себя агрессивно и в этом году может обойти европейского авиастроителя по числу контрактов, отметил Брежье в интервью Die Welt am Sonntag.

До начала 2000-х Boeing почти 30 лет была бессменным лидером в мировом авиапроме. Однако теракты 2001 г. подкосили компанию, ее обошла Airbus. В прошлом году она собрала заказы на 1419 новых гражданских лайнеров, результат Boeing – 921. Сейчас оба авиастроителя активно заключают контракты на обновленные версии самых популярных семейств: у Airbus это A320neo, первый полет которого ожидается в конце 2014 г. (а поставка на рейсы – к 2016 г.), американский аналог – 737 MAX, первый полет которого запланирован на 2016 г. (поставки – в конце 2017 г.).

Программа A320neo запущена в декабре 2010 г. А в 2011 г., после того как новинкой заинтересовалась American Airlines, стартовала программа 737 MAX. К началу июня Airbus собрала твердые заказы на 1320 новых машин, отмечается на сайте компании, результат Boeing – «более 1000», отмечается на ее сайте.

Проблема в том, что Boeing слишком серьезно снижает цену на 737 MAX, «отчаянно пытаясь увеличить свою долю рынка», заметил Брежье. А если это превосходный самолет, такие скидки, наверное, не нужны.

О каких деньгах идет речь и есть ли риск потерять клиентов, Брежье не уточнил. В пресс-службе Boeing вопросы «Ведомостей» оставили без ответа.

До сих пор каталожная стоимость 737 MAX составляла $95–96 млн – если брать те контракты, которые были подписаны только на этот лайнер (например, 75 машин для американской Air Lease Corporation или 20 для кувейтской Aviation Lease and Finance). Цена европейского конкурента к началу года варьировалась в пределах $89–113 млн.

В России на новинку пока подписалась только «Трансаэро»: будучи крупнейшим оператором Boeing в России и СНГ, прошлым летом компания заказала восемь A320neo с опционом еще на четыре машины. На новый продукт Boeing заказов пока нет. И вряд ли та же «Трансаэро» может отказаться от A320neo в пользу 737 MAX. Компания принимает решение о выборе самолета, «в наименьшей степени руководствуясь возможностью заключения спекулятивных сделок», заявил вчера представитель «Трансаэро»: «Мы не ведем конкретных дискуссий по самолету 737 MAX, считая его переходной моделью». Хотя, если все технические решения, заявленные Boeing, будут реализованы программой, «дискуссии» возможны, добавил собеседник.