«Магнит» зарабатывает не только на еде и напитках, но и на собственных акциях

Розничная сеть «Магнит» зарабатывает не только на еде и напитках, но и на собственных акциях, следует из ее отчета. Как выяснили «Ведомости», за этим скрывается схема вознаграждения менеджеров
A. Rudakov Bloomberg

ОАО «Магнит»

Оператор розничной торговли. Акционеры (на 30 июня 2012 г.): Сергей Галицкий (38,67% напрямую и 3,56% через Lavreno Ltd.), Владимир Гордейчук (2,88%), менеджмент компании (0,56%), free float (54,32%). Капитализация на LSE – $15,3 млрд. Финансовые показатели (1-е полугодие 2012 г., МСФО): выручка – $6,77 млрд, прибыль – $339,9 млн.

В январе и марте 2012 г. «Магнит» продал 91 761 акцию (около 0,1% уставного капитала) на 247,7 млн руб., или $7,77 млн, и получил прибыль около $3,66 млн, сообщила компания в отчете за первое полугодие. Аналогичная транзакция была в декабре 2010 г.: «Магнит» продал сотрудникам 47 936 акций на 195,37 млн руб., или $6,38 млн, и получил прибыль $4,36 млн, следует из отчетности.

На самом деле это премии сотрудникам, объяснил источник в компании. Сотруднику начисляют премию, на которую у компании покупаются акции, в итоге сотрудник получает премию акциями.

Прибыль компании возникает из того, что куплены эти акции были дешевле, чем проданы. Собственные акции с открытого рынка «Магнит» выкупал для программы премирования сотрудников в 2008–2011 гг., большую часть – в кризисном 2008 году, когда котировки обвалились более чем вдвое, рассказал источник в «Магните».

Согласно отчетности в течение 2008 г. ритейлер купил 131 761 акцию на $5,56 млн, а в течение 2011 г. – около 18 000 на $2,04 млн.

Программа премирования сотрудников акциями действует в «Магните» с конца 2009 г. Чтобы получить опцион, нужно проработать в компании не меньше восьми лет, причем не меньше двух лет – на должности не ниже начальника отдела, либо быть «ключевым сотрудником, деятельность которого обеспечивает высокие темпы роста». Один из миноритариев «Магнита» говорил, что участниками программы могут стать около 100 сотрудников компании. «Поощряться будут те сотрудники, которые не просто умеют прыгать через голову, но и делают при этом двойное сальто», – обещал тогда основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий.

Полученные акции сотрудники могут продать в любой момент по собственному усмотрению, говорил он. Многие, если верить отчетности, этой опцией воспользовались: доля акций, принадлежащих менеджменту «Магнита», за полугодие увеличилась не на 0,1%, как можно было бы предположить, а всего на 0,02%. На акциях «Магнита» в первом полугодии 2012 г. можно было хорошо заработать – с начала года они выросли в 1,5 раза.

За прошлый год выручка «Магнита» выросла на 42% до 335,7 млрд руб. (в долларах – на 46,9%), чистая прибыль – на 21% до 12,3 млрд руб. Выручка основного конкурента сети, группы Х5 Retail, за 2011 г. увеличилась на 37% до $15,45 млрд, прибыль – на 11,4% до $302 млн. В этом году «Магнит» обходит X5 по темпам еще сильнее: выручка «Магнита» в первом полугодии выросла на 23,8%, прибыль – в 2,4 раза, в то время как у X5 выручка упала на 0,1%, а прибыль – на 20,6%.