Третья взлетно-посадочная полоса не строится и в «Шереметьево»

На Московском авиаузле может наступить коллапс: до создания госкомпании, которая объединит все московские аэродромы, финансирование строительства взлетно-посадочных полос заморожено
А.Махонин/ Ведомости

Строительство новой взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» задержано на четыре месяца, жалуется в письме руководителю Росавиации Александру Нерадько от 13 августа и. о. гендиректора аэропорта Евгений Бахтеев, недостроены перроны перед терминалом F, из-за чего аэропорт не исполняет взятых на себя перед «Аэрофлотом» обязательств.

Сроки были согласованы, говорит человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота», на них основана стратегия национального перевозчика, не исключено, что за промедлением со строительством полосы и реконструкцией перронов последуют оргвыводы. Представители «Аэрофлота», «Шереметьево» и ФГУП АГА, застройщика обоих объектов, от комментариев отказались.

Но человек, близкий к ФГУПу, уверяет, что ФГУП не виноват: к строительству уже можно готовить 311 га из необходимых 470 га, а Росавиация отказывается подписывать необходимые документы. Есть вопросы по остальным территориям, парирует представитель Росавиации: разрешение будет только после того, как с жителями д. Дубровки, которая попала под застройку, договорятся об отселении.

В аппарате правительства задержку со строительством полосы объясняют проблемами с переносом коммуникаций; представитель ФГУПа это не подтверждает. Представитель «Шереметьево» подтверждает, что Росавиация не подписывает документов, но причины ему неизвестны.

Топ-менеджер одного из российских аэропортов полагает, что сбой в строительстве новых полос сразу для двух крупнейших аэропортов, на которые приходится половина всех авиапассажиров России (см. врез), – прямое следствие идеи властей объединить все московские аэродромы и вряд ли в ближайшее время чиновники перейдут от слов к делу. Косвенно это подтверждает письмо, направленное президенту Владимиру Путину его помощником Игорем Левитиным, курирующим авиацию, от 11 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей»). Левитин предлагает создать единую компанию на базе федерального имущества: наземной инфраструктуры Московского авиаузла, другого имущества, пакетов акций операторов аэропортов, средств федерального бюджета, предусмотренных на развитие авиаузла федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», и ранее осуществленных затрат в виде объектов незавершенного строительства. Через эту компанию планируют осуществлять бюджетное финансирование московских аэродромов, которое до 2015 г. по ФЦП составляет около 35 млрд руб.

Пока же в аэропортах считают, сколько от промедления со строительством они могут потерять. По данным исполнительного директора «Домодедово» Дениса Нуждина (взяты из его письма в Минэкономразвития), дефицит авиаперевозок из-за бездействия чиновников могут почувствовать к 2020 г. примерно 35 млн пассажиров. Игорь Левитин вчера отказался обсуждать этот вопрос.

Промедление со строительством новых полос в «Шереметьево» и «Домодедово» из-за создания аэропортовой госкомпании – единственное логичное объяснение, соглашается руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев: негативные сценарии топ-менеджера «Домодедово» могут оправдаться, и даже с лихвой. Принципы существования госкомпании до сих пор не проработаны, продолжает Пантелеев, а согласовывать их могут не один год – всем известна расторопность российской бюрократической машины. Не исключено, что другие российские аэропорты будут благодарить госкомпанию за увеличение пассажиропотока, предсказывает он, потому что иного выхода у москвичей, кроме как летать из других аэропортов России, просто не будет.