Статья опубликована в № 3200 от 02.10.2012 под заголовком: Самолет на медные деньги

УГМК планирует построить самолет для региональных авиалиний к 2015 г.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) по поручению правительства еще только пытается разработать самолет для российских региональных авиалиний, а УГМК уже готова его построить к 2015 г. Правда, не в России, а в Чехии
И. Колоколов

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК, производит медь) Искандера Махмудова планирует построить новый самолет для российских региональных линий уже к 2015 г., сообщил «Ведомостям» генеральный директор «УГМК-холдинга» Андрей Козицын. Производиться самолет будет в чешском Куновице, на заводе, 51% которого в 2008 г. приобрела УГМК. «Мы пришли на завод, где из старых фюзеляжей клепались самолеты L-410. А в 2012 г. уже выходим на производство 16 самолетов в год. Штат сотрудников был 300 человек, теперь тысяча», – констатирует Козицын.

Увеличивать производство самолетов в их нынешнем облике (начало выпуска – 1969 г.) в УГМК не видят смысла. «Нужен принципиально новый самолет. К 2015 г. он и появится. От L-410 останется разве что фюзеляж», – объяснил Козицын: речь идет о проекте с увеличенной дальностью и улучшенными экономическими характеристиками. В следующем году должны быть закончены все испытания и будет понятна цена вопроса, говорит он: многое будет зависеть от того, останутся ли там чешские двигатели или будут Pratt & Whitney, и от того, какая будет авионика.

Человек, знакомый с планами компании, приводит рабочее название нового самолета – L-610. А промежуточным этапом проекта станет L-410 UPV E-20 с новым двигателем GE80-200. На авиасалоне в Фарнборо 10 самолетов с поставкой в 2013–2014 гг. заказала российская лизинговая компания «Ильюшин финанс» (ИФК). Каталожная цена обновленного L-410 – $5,5 млн, сказал он, а у конкурирующих Dornier 228 NG – $8 млн и у Twin Otter – $7 млн.

Представитель ИФК не сообщил названия заказчиков, но заверил, что в компании рассчитывали маршрутную сеть для этих самолетов, она свяжет небольшие региональные аэропорты. При максимальной загрузке самолет может пролететь до 600 км, утверждает он и приводит в пример маршрут Казань – Оренбург.

По оценкам топ-менеджера УГМК, в чешский завод вложено $50–60 млн. Представитель компании говорил, что ежегодно будут тратить примерно еще по $10 млн. С 2009 г. поставлено 16 L-410. Основные заказчики – российские: «Ютэйр», «Якутия», правительство Башкирии (2 самолета), Минобороны (4 самолета). Есть покупатели из Северной Кореи и Ботсваны. А европейский рынок полностью укомплектован, туда вряд ли пустят, полагает Козицын.

Успехом УГМК не прочь поделиться и с ОАК, но предложений от нее пока не было.

В случае успеха проекта УГМК может нарастить выпуск до 24 самолетов в год с частичным переносом производства в Россию (сейчас в них нет российских комплектующих), говорил другой сотрудник УГМК на Фарнборо.

ОАК на всех своих заводах выпустила в 2011 г. 17 магистральных самолетов Ан-148 и SuperJet-100. Сейчас Минпромторг пытается согласовать ФЦП «Развитие авиационной промышленности» с бюджетным финансированием в 1,5 трлн руб. до 2025 г. А убытки от продажи первых двух самолетов SuperJet-100 «Гражданскими самолетами Сухого» составили 1,2 млрд руб., выяснила Счетная палата осенью.

Козицын уверяет, что их завод «не убыточен», хотя пока и не генерирует прибыль. Это возможно в том числе и благодаря тому, что работает схема, когда российское государство возмещает авиакомпаниям ставки по лизингу на маловместимые самолеты. Пошлины на эти самолеты тоже временно сняты – пока российский авиапром не начнет производить подобные машины, объясняет Козицын.

Региональный самолет России необходим, признал в августе премьер-министр Дмитрий Медведев и поручил Минпромторгу и ОАК с перевозчиками проработать вопрос о создании чисто российского самолета либо с кем-то из производителей мирового уровня. Но ОАК пока не торопится включать региональный самолет в свою линейку. В России на заводе «Авиакор», который принадлежит «Русским машинам» Олега Дерипаски, производится еще один региональный самолет – Ан-140 вместимостью 52 пассажира, тоже оптимальной для региональных линий. Но проект так и не доведен до промышленного производства, с 2005 г. поставлено шесть машин: четыре – «Якутии» и два – Минобороны. «Русским машинам» пока не удалось договориться о покупке «Авиакора» или доли в нем, знает человек, близкий к ОАК, и вряд ли это произойдет и в ближайшем будущем.

Представитель ОАК все эти вопросы комментировать затруднился.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать