JCDecaux покупает 25% акций оператора наружной рекламы Russ Outdoor

Крупнейший в мире оператор наружной рекламы – французская JCDecaux со второй попытки стала акционером российской Russ Outdoor. Четыре года назад она пыталась выкупить этот актив у корпорации Руперта Мэрдока, а сейчас приобрела долю в нем у консорциума инвесторов во главе с «ВТБ капиталом»
Д.Новожилов/ Ведомости

JCDecaux объявила в понедельник, что подписала соглашение о покупке 25% акций крупнейшего по обороту российского оператора наружной рекламы Russ Outdoor (ранее компания называлась News Outdoor), сделка будет закрыта при условии одобрения ее антимонопольными органами России и Евросоюза.

По итогам 2011 г. выручка Russ Outdoor составила порядка $300 млн. Под управлением компании 40000 рекламных поверхностей в 70 городах России.

Свои доли JCDecaux продают пропорционально участию в Russ Outdoor три ее крупнейших акционера: «ВТБ капитал», структура основателя СТС Питера Герви и компания, представляющая интересы менеджмента оператора, сообщили представители «ВТБ капитала» и Russ Outdoor. По их словам, после завершения сделки крупнейшими акционерами будут являться «ВТБ капитал» с долей «немногим менее» 30% и JСDecaux c долей 25%.

Еще один акционер – Marathon Outdoor Cooperatief, которым управляет Alfa Capital Partners (ACP), – сохранит свою долю на прежнем уровне. Marathon видит высокий потенциал дальнейшего роста акций и, так как у него небольшая доля, другие акционеры не возражали против ее сохранения, сказал «Ведомостям» руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов «ВТБ капитала» Тим Демченко.

«Россия является вторым по величине рынком наружной рекламы в Европе и всегда представляла стратегический интерес для JCDecaux», – приводятся в сообщении слова руководителя JCDecaux Жана-Франсуа Деко. Четыре года назад его группа вела переговоры о выкупе News Outdoor у News Corp, весь бизнес российского оператора, включая его зарубежные активы, оценивался в $1 млрд. Но сделка была отложена из-за кризиса.

Летом 2011 г. «ВТБ капитал» вместе со структурами Питера Герви и ACP выкупили 79% News Outdoor у корпорации Руперта Мэрдока News Corp. и переименовали компанию.

«ВТБ капитал» указывал, что заплатил за 35,7% акций компании $91 млн.

Сейчас сумму сделки стороны не раскрывают, но Демченко говорит, что она пройдет по цене, соизмеримой со средними задачами «ВТБ капитала» по доходности – около 25% годовых. JCDecaux примерно 3/4 стоимости покупаемого пакета оплатит в денежной форме, а остальное – активами своей российской «дочки», компании BigBoard, добавляет он. JCDecaux в своем сообщении подтверждает, что внесет активы российской BigBoard в уставный капитал Russ Outdoor, тогда как бизнес BigBoard на Украине останется независимым. BigBoard – СП одноименного чешского оператора с французской группой, JCDecaux оценивала этот актив в 31,2 млн евро. План по интеграции бизнеса двух операторов будет разработан к моменту закрытия сделки с JCDecaux, говорит представитель Russ Outdoor. У JCDecaux был опцион на выкуп доли BigBoard в российском СП. Представители французской и чешской компании не соообщили, каким образом завершат свое партнерство в России.

Документы по сделке поданы в ФАС, в «ВТБ капитале» полагают, что с согласованием не возникнет проблем, так как доля Russ Outdoor после сделки не приблизится к той, после которой компания попадает в поле зрения антимонопольных органов, считает Демченко. На Russ Outdoor приходится около 15% объема площадей рекламных конструкций в России, после присоединения BigBoard этот показатель увеличится на 1–2%, указывает представитель Russ Outdoor. Если говорить о денежной доле компании на рынке рекламных коммуникаций, то и после сделки она будет лежать в пределах 3%, говорят в Russ Outdoor. ФАС очень внимательно изучит ходатайство, уверяет чиновник службы

Доля рынка Russ Outdoor увеличится, но, учитывая то, что договоры и разрешения на размещение рекламных конструкций всех участников рынка заканчиваются в 2012–2013 гг., а за право заключать новые предстоит бороться на аукционах, такое объединение не должно сильно сказаться на рынке, считает представитель компании Gallery, второго по обороту оператора наружной рекламы в России. Партнерство с JCDecaux позволит Russ Outdoor выйти на новый уровень за счет ноу-хау французской компании, ее технологий работы с муниципалитетами, опыта в развитии новых для России форматов, рассказывает Демченко. Дальнейшая эволюция Russ Outdoor должна идти за счет развития удобных для города рекламных форматов, например, у JCDecaux есть опыт организации проката велосипедов для экскурсий по городу и использования их в качестве рекламных носителей, напоминает Демченко

ЗМы, как финансовый инвестор, со временем будем рассматривать разные возможности выхода из бизнеса Р как полную продажу стратегическому инвестору, так и проведение IPOИ, Р говорит Демченко. Но случится это не ранее чем через несколько лет, а до этого готов работать над развитием партнерства с JCDecaux и развитием компании, подчеркивает он.