Минфин предлагает создать структуру для контроля за ювелирным оборотом

В России может появиться новый госорган – для надзора за оборотом драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий. Разработанный Минфином законопроект о его полномочиях вызвал ожесточенные споры в правительстве
Минфин хочет внимательнее присмотреться к драгоценностям/ Smartmoney

Минфин разработал и внес в правительство законопроект (копия есть у «Ведомостей») о воссоздании госнадзора за оборотом драгоценных металлов и камней. Раньше им занимались подведомственные Минфину государственные учреждения – Гохран России и Пробирная палата, но по заработавшему в 2009 г. закону о защите прав предпринимателей надзирать за ними могут только госорганы.

Сейчас представителей Пробирной палаты привлекают лишь в качестве экспертов к проверкам, которые инициируют правоохранительные органы.

Минфин предлагает передать функции надзора «уполномоченному правительством федеральному органу исполнительной власти». Планируется, что это будет подведомственная Минфину служба численностью до 500 человек, рассказывают сотрудники аппарата правительства. Нанять их Минфин хочет в Гохране и Пробирной палате, чтобы не выделять дополнительные средства из бюджета, однако решение не окончательное, объясняют они.

Представители службы смогут проводить проверки, возбуждать административные дела и штрафовать предпринимателей. По итогам проверок правоохранительные органы смогут изымать товар без клейм или с поддельными клеймами. Монополия на услуги по клеймению сохранится за Пробирной палатой (см.врез). Ее наблюдатели смогут находиться на предприятиях, добывающих драгоценные камни, и на аффинажных заводах, следует из проекта.

Законопроект уже дважды выносился на рассмотрение правительства, но исключался из повестки в последний момент, рассказывают несколько сотрудников аппарата правительства. Причина в позиции вице-премьера Аркадия Дворковича, он опасается, что усилится административная нагрузка на бизнес, отмечают собеседники «Ведомостей». После поручения Дворковича от 9 октября замечания появились и у Минприроды. Законопроект затрагивает вопросы геологического контроля и надзора, а это сфера законодательства о недрах, отмечает замдиректора департамента Минприроды Кирилл Заббаров: «Проект нуждается в доработке».

Замечания Минприроды не совсем корректны, не согласен директор департамента Минфина Александр Ахполов: «Речь идет о надзоре не за разработкой недр, а за сортировкой и о первичной классификации и оценке драгкамней. Из-за специфики вопросов его могут осуществлять только представители профильной надзорной службы».

Законопроект защищает права потребителей и добросовестных предпринимателей, настаивает Ахполов. В 2008 г. в Россию ввезли 10 т золотых изделий, и на всех было поставлено клеймо, в 2011 г. – 8,5 т, а клеймение прошло лишь 5,7 т, отмечает он: «При средней массе изделий в 2 г на рынке обращалось 1,4 млн изделий с непроверенным клеймом». По оценкам Минфина, не менее 24% используемого золота (около 11 т) ювелиры получают нелегально. В 2008 г. было 1500 проверок, а в 2011 г. – всего 336, при этом количество снятых с продаж ювелирных изделий с фальшивыми клеймами даже увеличилось – с 5560 до 5655, рассказывает Ахполов: «Значит, доля серого рынка растет». Ситуация в России уже вызывает озабоченность ФАТФ, предупреждает он: «Драгметаллы и драгкамни могут использоваться как средство незаконного платежа».

Решающее совещание, на котором планируется определиться с законопроектом, должен провести первый вице-премьер Игорь Шувалов, однако дата пока неизвестна, говорят сотрудники Белого дома. «Будем разбираться, – заявил «Ведомостям» Шувалов. – Обоснованные требования международных организаций, особенно в такой непростой сфере, нужно учитывать, но и чрезмерного усиления нагрузки на бизнес желательно избежать». Высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития говорит, что министерство поддерживает Минфин. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

В государственной «Алросе» усиление контроля поддерживают. По рынку периодически ходят слухи о непрозрачности сортировки нашего сырья и дополнительный надзор будет гарантией для клиентов, говорит представитель компании. Частный бизнес против. Проблема контрафакта преувеличена, при рынке в 90 млрд руб. его доля не превышает 2–3%, считает коммерческий директор «Адамаса» Дмитрий Баранов, надзором должны заниматься правоохранительные органы, иначе вырастет административная нагрузка. Проблему контрафакта можно решить, снизив импортные пошлины и разрешив ввозить товары с зарубежными клеймами, советует Баранов. Нынешних проверок достаточно, согласен заместитель гендиректора Ассоциации ювелиров России Вадим Ячменихин: «Если и необходимо усиливать надзор, то за розницей».