Канадская Bombardier может организовать сборку на самарском «Авиакоре» Дерипаски

Как стало известно «Ведомостям», канадская компания Bombardier может организовать сборку своих самолетов на самарском «Авиакоре». Для канадцев это хорошая возможность закрепиться на нашем рынке, для Олега Дерипаски – загрузить убыточное предприятие, а для чиновников – выполнить задание президента
Самарским рабочим предстоит научиться работать не хуже этих канадских коллег/ N.Betts/ Bloomberg

«Авиакор»

Авиазавод. Акционеры: «Русские машины» (61,97%). Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): выручка – 715 млн руб., убыток – 332 млн руб.

Первое в России производство западных самолетов может быть организовано на входящем в бизнес-империю Олега Дерипаски авиастроительном заводе «Авиакор». Вчера представители канадской Bombardier обсуждали эти планы с чиновниками Минпромторга. «Речь шла о производстве региональных турбовинтовых самолетов Q-400 в России, – рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. – Причем обсуждается не только сборка, но и производство некоторых деталей (например, части крыла) для глобального рынка Bombardier». Министерство надеется на привлечение в российское авиастроение новых технологий, помочь с финансированием производства мог бы ВЭБ, государство планирует поддержать техперевооружение «Авиакора» (в рамках постановления правительства №91), в результате рынок получал бы порядка 20 новых самолетов в год – так замминистра описал логику этого проекта. «Самолеты Q-400, собранные в России, должны обладать большими преференциями, чем те, что собраны за рубежом. Потребителями продукции станут российские авиакомпании», – резюмировал он.

Вместимость Q-400 – до 78 кресел, дальность полета – до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии – около $26 млн. Всего Bombardier построила более 800 таких самолетов всех модификаций.

Представитель «Русских машин» (владеет 61,97% «Авиакора») это не комментирует. Директор этой корпорации по авиационному бизнесу Сергей Лихарев несколько дней назад говорил, что «Авиакор» готовится подписать с Bombardier соглашение, но по финишной доработке «зеленых» самолетов Q-400, а не по сборке. Представители ВЭБа отказались от комментариев. Но человек, осведомленный о ходе переговоров по финансированию проекта ВЭБом, уточнил, что «заявки пока нет, но вопрос открытия кредитной линии обсуждается».

«Интерес правительства к таким проектам объясним: есть острая необходимость восстановления российского рынка региональных перевозок, – говорит руководитель официального представительства Bombardier в России Сергей Ермолаев. – Но пока никаких конкретных предложений нам не поступало». Месяц назад президент потребовал от Минтранса и Минпромторга «удвоить усилия по развитию региональных авиаперевозок». Но для этого нужны самолеты – на ближайшие 20 лет это сотни машин, – а старая техника выбывает из парка российских перевозчиков ускоренными темпами, пояснил Ермолаев. Российскому авиапрому нечего предложить взамен, продукция Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – это реактивные среднемагистральные самолеты и они для местных региональных линий не подходят, рассуждает Слюсарь. Производить региональные самолеты пробовал именно «Авиакор», но все, что удалось, – это выпустить четыре самолета, да и то по технологиям вчерашнего дня, напоминает главный редактор avia.ru Роман Гусаров. Хотя в советское время он был самым рентабельным авиазаводом, выпускал Ту-154.

Ермолаев признает, что локализация производства в России может представлять интерес для Bombardier с точки зрения оптимизации издержек. У компании есть опыт локализации производств – например, в Мексике и Китае, но формы сотрудничества разнятся. По словам Слюсаря, для нашего рынка обсуждается вариант организации совместного предприятия с Bombardier, причем третьей стороной в проекте может стать ОАК. «Сейчас цель наших переговоров – сделать проект коммерчески успешным, а не просто согласованным с политическим решением правительства», – резюмирует замминистра. «Проект Q-400 не будет конкурентом нашим существующим проектам. Линейка ОАК – это реактивные самолеты вместимостью от 75 кресел и более. Но пока детально планы локализации производства с нами не обсуждались», – говорит вице-президент ОАК Александр Туляков.