Около 1500 человек могут не вылететь сегодня из «Шереметьево» и «Внуково»

Ситуация в московских аэропортах сегодня может напомнить авиапассажирам времена банкротства AiRUnion. «Авиалинии Кубани» и украинская «Аэросвит» прекратили рейсы из-за долгов. В результате только из «Шереметьево» и «Внуково» сегодня не смогут вылететь около 1500 пассажиров
М.Стулов/ Ведомости

Если прекращение работы «Аэросвита» в России было ожидаемо, то быстротечного банкротства «Авиалиний Кубани» не ожидал никто. Вчера вечером авиакомпания сообщила, что с 0 часов сегодняшнего дня она уже не выполняет рейсов. Виной тому «тяжелая финансовая ситуация», объяснялось в релизе. Компания вынуждена вернуть за долги три Airbus319. 1 ноября 2012 г. из эксплуатации были выведены устаревшие Як-42. Сейчас у компании в парке лишь три самолета B737. Впрочем, за них «Авиалинии Кубани» задолжали лизингодателю ILFC $5,6 млн. Арбитражный суд Москвы уже назначил на 30 января рассмотрение искового заявления ILFC к «Базэлу». В качестве третьего лица по делу проходят «Авиалинии Кубани».

Таким образом, перевозчик автоматически лишился права выполнять регулярные рейсы. По новым правилам, вступившим в силу с 4 декабря 2012 г., для осуществления регулярных рейсов перевозчик обязан иметь в парке не менее восьми судов вместимостью 55 кресел и более.

Авиакомпания пыталась приобрести новые самолеты, но безуспешно. В конце прошлого года ей отказали в продаже 25 самолетов Boeing и Airbus. А в этом году и «Гражданские самолеты Сухого». Совет директоров отказался утвердить сделку с ней на 12 SSJ-100. Как сообщили несколько контрагентов авиакомпании, причина в том, что ее общий долг – около $300 млн. Задолженность только перед аэропортами – около 5 млрд руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники.

Большинству кредиторов придется возвращать свои деньги через суд. Компания объявила о подаче заявления в арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. «Все претензии финансового характера будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании», – добавляется в заявлении. Близкий к Росавиации источник уверяет, что у компании нет средств для расчетов с кредиторами. Она даже не в силах удовлетворить требования лизингодателей, о чем недавно сообщила ведомству, добавляет собеседник «Ведомостей».

В этом году «Кубань» перевезла более полумиллиона пассажиров, выполнив из «Внуково» около 6% всех его рейсов, говорит представитель аэропорта. По его данным, сегодня компания должна была выполнить восемь рейсов. С учетом средней вместимости самолетов и загрузки в 75% сегодня может не улететь около 900 пассажиров.

В общей сложности авиакомпания продала примерно 14500 авиабилетов, сообщил представитель «Росавиации». Половина была приобретена через Транспортно-клиринговую палату, уточняет ее вице-президент Марина Букалова. По ее словам, пассажиры смогут получить стоимость этих авиабилетов в полном объеме. Если билеты были куплены через сайт авиакомпании, то их можно будет вернуть в кассе аэропорта, добавляет его представитель. Средства тоже будут возвращены целиком.

Сегодня обслуживать рейсы «Авиалиний Кубани» будут «Грозный-авиа», «Якутия» и «Ютэйр». Представитель «Росавиации» напоминает, что на начало года в бюджете на перевозку пассажиров авиакомпаний-банкротов было 455 млн руб., на следующий год выделено 185 млн руб. «В ближайшее время мы обратимся к другим перевозчикам, чтобы те принимали к перевозке пассажиров с билетами «Кубани», – говорит он.

Впрочем, Росавиация советует ее пассажирам в аэропорты не приезжать. Та же рекомендация действует и для клиентов «Аэросвита».

Пассажирам «Кубани» повезло больше, чем «Аэросвита». Его рейсы в Россию прекращены сегодня ночью из-за долгов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, сообщила Росавиация. «Аэросвит» – иностранный резидент, поэтому пассажирам ничего компенсировано не будет, говорит представитель Росавиации. Как будут решаться вопросы с клиентами, представитель «Аэросвита» не сказал. Тем временем российские аэропорты («Шереметьево», калининградский «Храброво», «Внуково») уже известили ведомство, что прекращают обслуживать рейсы «Аэросвита».

Перевозчик погасил долги за аэронавигационное обслуживание лишь на две трети. Осталось около $250000. В то время как обязательным условием продолжения обслуживания было полное погашение задолженности, говорится в сообщении Росавиации. «Шереметьево» авиакомпания задолжала 165,5 млн руб., за пять дней долг увеличился в 1,5 раза, сообщил аэропорт.

Надежды на возобновление авиакомпанией полетов в Россию уже мало. Решение о прекращении ее обслуживания приняла не только Россия, но и другие иностранные аэропорты – Минск и Варшава, указывает замдиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. Но сценарий с AiRUnion (см. врез) вряд ли повторится, успокаивает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, авиавласти сделали выводы из случившегося в 2008 г. и смогли принять меры: с «Аэросвитом» долг не был доведен до «космического» размера. А с «Кубанью» помогут резервы в бюджете, что уже не раз оправдалось в кризисных ситуациях.