ФАС нашла нарушение закона о конкуренции в соглашении Шереметьево и "Аэрофлота"

Оно может ущемлять интересы других авиакомпаний при использовании инфраструктуры аэропорта, считают в подмосковном управлении регулятора
А.Махонин/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба считает, что отдельные условия соглашения о стратегическом сотрудничестве Шереметьево и «Аэрофлота» могут привести к ограничению конкуренции, а именно ущемлению других авиакомпаний при использовании инфраструктуры в аэропорту. Об этом говорится в сообщении управления ФАС по Московской области, размещенном на его сайте.

ФАС заподозрила «Аэрофлот» и Шереметьево в нарушении антимонопольного законодательства (ч. 4 ст. 11 Федерального закона 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции») еще в ноябре. Основанием для возбуждения дела послужили результаты проведенной внеплановой проверки в Шереметьево, которая проводилась «на основании сообщений из средств массовой информации».

При рассмотрении дела и принятии по нему решения ФАС учитывала мнения авиакомпаний, пользующихся инфраструктурой Шереметьево, многие из которых указали на возможное ущемление их интересов путем предоставления преференций определенным авиакомпаниям, что может послужить препятствием для формирования здоровой конкурентной среды.

Но у сотрудника «Аэрофлота» другая версия: «заседание по этому делу длилось 2,5 часа. После долгих расспросов УФАС объявило нам резолютивную часть решения, не сообщив подробностей. Согласно ему «Аэрофлот» и Шереметьево нарушили закон "О конкуренции". Но «никакие авиакомпании не опрашивались, не приглашались и никакими материалами с ФАС не делились», уверяет он. Да и партнеры по Sky Team (порядка 85% всех рейсов, выполняемых из аэропорта) не могли дать отрицательных заключений, так как их интересы как раз и защищаются в соглашении, отмечает собеседник "Ведомостей". А перевозчики, которые не входят в альянс, к примеру «Северный ветер» и «Трансаэро», дали положительное заключение, уверяет он.

Связаться с представителем «Северного ветра» не удалось. Представитель «Трансаэро» на запрос «Ведомостей» отвечать отказался, отключив телефон.

«Возможно, мы будем оспаривать решение УФАС», - заявил «Ведомостям» гендиректор Шереметьево Михаил Василенко. Но для начала необходимо изучить суть претензий и понять, насколько возможно их устранение, добавил он. «Когда получим предписание, у нас будет 3 месяца на обжалование», - добавляет представитель «Аэрофлота».

«Аэрофлот» и Шереметьево объявили о заключении соглашения о стратегическом партнерстве 9 октября. По документу, «Аэрофлот» (базовая авиакомпания, выполняет 75% рейсов из аэропорта) и его партнеры по альянсу Sky Team получили эксклюзивное право летать из Южного сектора «Шереметьево» (терминалы D, E, F), остальным, в том числе второму по объемам перевозок клиенту аэропорта — авиакомпании «Трансаэро» (5% трафика), к 2014 г. предстояло перейти в Северный сектор (терминалы B, C). К этому времени, обещал Василенко, в Северном секторе должна появиться нормальная инфраструктура. Кроме того, «Аэрофлот» добивался эксклюзивного права получения слотов.

Гендиректор Шереметьево до последнего отказывался подписывать соглашение, опасаясь претензий ФАС. И сдался лишь после того, как «Аэрофлот» инициировал рассмотрение вопроса о его отставке советом директоров аэропорта (авиакомпания владеет 4% акций Шереметьево, имеет своего представителя в совете). После заключения соглашения требование об отставке «Аэрофлот» отозвал.

«Если договор поставит “Аэрофлот” в привилегированное положение по отношению к другим авиакомпаниям, это может быть объектом для разбирательства антимонопольной службы», — говорил ранее руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. А заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин обещал лично изучить договор. Но выяснить отношение центрального аппарата ФАС к решению подмосковного управления не удалось - телефоны Рутенберга и Голомолзина в среду вечером не отвечали.