Правительство намерено сократить количество вагонов в сети РЖД

Железнодорожные операторы могут лишиться части парка: правительство обсуждает варианты, как сократить число вагонов в сети РЖД

Правительство прорабатывает варианты сокращения количества железнодорожных вагонов в сети РЖД. «Сейчас мы получаем сигналы, что порядка 200000 вагонов лишние на сети, мешают продвижению грузов и пассажирских поездов», – заявил министр транспорта Максим Соколов (его цитаты – по «Интерфаксу»). Рассматривается два варианта, как сократить число вагонов, отметил он: убрать из сети старые вагоны и выдавать операторам квоты на подвижной состав.

Избыточное число вагонов – одна из причин снижения скорости движения, констатирует представитель РЖД. В 2011 г. резко снизилась скорость движения поездов между станциями. Если в 2010 г. этот показатель сократился на 1% (до 41,2 км/ч без учета сортировки), то в 2011 г. – на 10% (до 37,1 км/ч), говорится в отчете РЖД. Такой проблемы не было, пока большая часть вагонов была в собственности РЖД, с появлением большого числа частных операторов в сети возник избыточный парк и вагоны начали мешать друг другу, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Один из вариантов оптимизации числа вагонов – ограничение их службы «одним сроком или двумя», заявил Соколов. Сейчас нормативный срок службы полувагона (самого массового из типов подвижного состава) – 22 года, цистерны – 32 года, зерновоза – 30 лет. Но, отремонтировав вагон, можно дважды продлить срок его службы – наполовину от нормативного. То есть максимальный срок службы полувагона может быть продлен до 44 лет.

Сейчас в сети более 25% вагонов, срок службы которых уже однажды был продлен, констатирует Бурмистров. В основном это парк крупнейших операторов, отмечает эксперт: UCL Rail (Первая грузовая компания, ПГК, и Независимая транспортная компания) Владимира Лисина, Федеральная грузовая компания (принадлежит РЖД), «Нефтетранссервис» (НТС) и «Русагротранс» (последние два приобрели большую часть парка у РЖД на аукционах). Представители ПГК, НТС на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель «Русагротранса» от комментариев отказался.

Второй вариант оптимизации численности парка – выдавать операторам квоты на «номера» вагонов, «как это делают азиатские страны в части количества автомобилей в городах», рассказал Соколов. «Может быть, и мы определим количество «номеров» на сети, а собственники вагонов под эти «номера» соответствующий подвижной состав будут подгонять», – уточнил министр. Не исключено, что номера вагонов, дающие право работать в сети, будут выставляться на аукцион, как практикуется с автомобилями, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Представитель Минтранса не стал это комментировать.

Если правительство выберет этот вариант оптимизации парка, операторы, скорее всего, будут заниматься перевозками в странах СНГ, некоторые из них уже имеют там «дочек», полагает Бурмистров. Вариант с запретом на продление срока службы вагонов выгоден производителям подвижного состава, спрос на продукцию которых упал, добавляет эксперт.

Главная проблема сокращения скорости перевозок не в увеличившемся парке, а в плохом качестве диспетчеризации, так что у РЖД есть внутренние ресурсы для улучшения работы, добавляет гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.