Минтранс меняет воздушный кодекс для привлечения лоукостеров

Минтранс предлагает отменить обязательное условие для авиакомпаний иметь в парке не менее восьми самолетов. Это облегчит доступ новых игроков на рынок и снизит стоимость билетов
Д. Гришкин/ Ведомости

В основу документа Минтранса («Ведомости» ознакомились с его текстом) легли предложения «Аэрофлота», которые гендиректор авиакомпании Виталий Савельев передал в конце прошлого года Путину. Например, планируется разрешить невозвратные тарифы, овербукинг (перепродажу билетов на рейсы), взимание платы за багаж менее 10 кг (сейчас это бесплатно), наем иностранных пилотов. Также авиакомпаниям могут разрешить не кормить пассажиров на перелетах менее трех часов.

Вчера Минтранс отправил на межведомственное согласование проект комплекса мер по снижению стоимости авиабилетов внутри страны, сообщил представитель пресс-службы министерства. По его словам, документ был разработан по поручению президента Владимира Путина.

Кроме того, Минтранс предлагает снизить обязательное требование к перевозчикам на регулярных маршрутах иметь в парке не менее восьми самолетов вместимостью более 50 кресел. Эта мера вступила в силу только в ноябре прошлого года. Тогда же объявила о прекращении деятельности авиакомпания «Кубань», объяснив свое решение именно новыми требованиями.

Замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Андрей Шнырев говорит, что нынешний порог является фактически запретительным для выхода на рынок авиаперевозок, особенно для компаний-дискаунтеров. Он допускает возможность полной отмены требования о количестве самолетов. Есть, например, идея замены требования крупными компенсациями для пассажиров в случае задержки или отмены рейса по вине авиакомпании. Именно так делается во всех европейских странах, напомнил чиновник.

«На отмене требований к минимальному количеству самолетов настаивала WizzAir, которая хочет создать лоукостера в России», – говорит идеолог проекта Дмитрий Черняк (бывший топ-менеджер А1). Но другое предложение – отмена пошлин на самолеты вместимостью 160–170 кресел, являющиеся основой парка всех лоукостеров, – в итоговый список так и не вошло, сожалеет он.

Представитель «Аэрофлота» затруднился прокомментировать возможную отмену требований по минимуму самолетов. «Эти меры – общемировая практика, у пассажира должен быть выбор», – говорит представитель «Ютэйр». Но их недостаточно. Существенно снизить цены на билеты могла бы отмена НДС на внутренние рейсы. Но категорически против Минфин, добавляет собеседник.