Статья опубликована в № 3277 от 01.02.2013 под заголовком: Пенсионеры помогут РЖД

РЖД возьмет у пенсионеров деньги на инфраструктуру

Средства Пенсионного фонда и фонда национального благосостояния РЖД предлагает направлять на проекты с окупаемостью 15–20 лет, а неокупаемые, такие как БАМ, проинвестировать за счет грузоотправителей
Зачем деньги РЖД. Владимир Якунин

Президент РЖД. «Проблема не в том, что мы что-то попросили у государства. <...> Я не на карман себе прошу и вовсе не на то, чтобы РЖД стала самой благополучной компанией в мире». Ведомости

Вчера на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича по транспорту обсуждался вопрос инвестиций в инфраструктуру, сообщили несколько участников. РЖД представила свои предложения о том, как закрыть дефицит инвестпрограммы монополии до 2020 г. в 2,1 трлн руб., говорится в ее материалах к совещанию.

Объем инвестпрограммы РЖД до 2020 г. – 5,7 трлн руб. За счет собственных и заемных средств РЖД может профинансировать только 3,6 млрд руб. Эти средства пойдут на проекты со сроком окупаемости 10–15 лет, говорится в материалах монополии.

Средства Пенсионного фонда (ПФ) и фонда национального благосостояния РЖД предлагает направить на проекты с окупаемостью 15–20 лет. РЖД выпустит «инфраструктурные облигации», которые выкупит ВЭБ на средства госфондов, объяснял ранее сотрудник РЖД. Условия привлечения пенсионных средств и средств фонда национального благосостояния – срок не менее 20 лет и ставка не менее 1%, раскрыла монополия. Она рассчитывает профинансировать за счет ПФ лишь 14% от дефицита инвестпрограммы в 2013–2015 гг. – 300 млрд руб., сообщил «Ведомостям» источник, близкий к монополии. Среди проектов с окупаемостью 15–20 лет – развитие Таманского узла (20,6 млрд руб.) и инфраструктуры Западной Сибири и Урала.

Неокупаемые проекты РЖД предлагает финансировать за счет инвестсоставляющей в тарифе на грузоперевозку (4% – с 2014 г.), прямых госинвестиций и федеральной целевой программы. Крупнейший из таких проектов – расширение Байкало-Амурской магистрали (БАМ, 766 млрд руб.). На один из неокупаемых проектов средства нашлись: расширение участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань на Дальнем Востоке (стоимость 44,4 млрд руб.) финансируется за счет инвестфонда.

К финансированию неокупаемых проектов РЖД предлагает привлечь и частных инвесторов: предоставить им льготы (по НДС, налогу на прибыль, на имущество, амортизационные отчисления), говорится в материалах к совещанию Дворковича. Но как это будет работать, монополия не поясняет.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручал разработать предложения о концессионных соглашениях «на отдельные участки» железных дорог. Но эта инициатива хороша только для путей, которыми пользуется один грузоотправитель, но расширить крупную магистраль, такую как БАМ, за счет государственно-частного партнерства невозможно, рассказывал ранее источник, близкий к правительству. С этим согласен сотрудник крупной угольной компании: частные компании могли бы инвестировать, имея льготы, в подъездные пути к месторождениям или портам. В условиях кризиса вряд ли правительство и грузоотправители согласятся покрывать дефицит инвестпрограммы РЖД, считает гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров. Скорее всего РЖД попросят оптимизировать затраты и занимать самостоятельно, отмечает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать