Минтранс открывает небо для иностранцев

Минтранс предлагает разрешить авиакомпаниям нанять за рубежом до 200 пилотов. Это хорошо, но мало, отмечают эксперты. Столько нужно одному «Аэрофлоту»
А. Махонин/ Ведомости

Минтранс подготовил поправки в Воздушный кодекс и закон « О правовом положении...» иностранцев в России, позволяющие нанимать на должности командиров воздушных судов граждан других государств. Документ опубликован на сайте министерства. Поправки направлены на межведомственное согласование, говорит представитель Минтранса.

Авиакомпании давно поднимают вопрос о нехватке пилотов и разрешении нанимать иностранцев. Последний раз осенью об этом просил президента Владимира Путина гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. «Без этого отрасль встанет, нужны именно командиры воздушных судов», – настаивает представитель авиакомпании. По его мнению, квота в 200 человек недостаточна. «S7Airlines в настоящее время недостатка пилотов не испытывает», – комментирует представитель авиакомпании, но к инициативе Минтранса разрешить привлекать иностранных пилотов относится положительно. Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров отмечает, что его компания еще несколько лет назад предлагала привлекать иностранцев. С учетом планируемого роста только в этом году отрасли нужно 1400 новых пилотов, а с учетом оттока кадров цифра возрастает до 2100 человек. Сейчас столько пилотов взять неоткуда, категоричен Столяров.

Сейчас членами экипажей воздушных судов – не только пилотами, но и бортпроводниками – могут быть только россияне. Минтранс предлагает отменить эту норму для командиров воздушных судов. Квоту на иностранцев, а также срок их контрактов должно определить правительство, говорится в поправках.

В пояснительной записке к законопроекту сказано о том, что нехватка командиров воздушных судов уже сейчас составляет 150–200 человек. Ликвидировать дефицит в короткий срок невозможно. Подготовка командиров занимает 5–7 лет, говорится в пояснительной записке. При этом дефицита вторых пилотов нет.

Минтранс предлагает разрешить авиакомпаниям нанять до 200 командиров. Предполагается, что квота будет действовать пять лет, говорится в пояснительной записке. За этот срок удастся ликвидировать дефицит благодаря подготовке собственных кадров.

Гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак уверен, что если квоты будет распределять правительство, то больше всего пилотов достанется «Аэрофлоту». «Уже к концу 2013 г. нужно будет привлечь около 1000 человек для управления самолетами», – считает Рыбак. Олег Пантелеев, руководитель аналитического отдела «Авиапорта», полагает, что найти 200 пилотов российским авиакомпаниям особой проблемы не составит (хотя командиры воздушных судов должны будут знать русский и английский языки). «200 человек – мало, но сколько еще нужно будет привлечь кадров, предсказать пока нереально», – говорит Пантелеев.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжев вчера был недоступен для журналистов. Ранее он говорил, что дефицит пилотов надо ликвидировать за счет увеличения набора в летные школы и переучивания военных. Привлечение же персонала из-за рубежа приведет в перспективе к закрытию летных училищ, убеждал он.