Авиабилеты могут еще подорожать

Правительство разрабатывает новую методику расчета аренды за пользование московскими аэродромами. Это может привести к росту стоимости билетов, опасаются представители аэропортов
Арендная плата московских аэропортов может сильно подорожать/ А. Махонин/ Ведомости

До 1 апреля правительству поручено разработать единую методику определения арендной платы за пользование аэродромами Московского авиаузла, говорится в поручении президента от 21 января (есть у «Ведомостей»). На совещании в Минэкономразвития в феврале аэропортам предложили три варианта расчета этой методики, рассказали два топ-менеджера аэропортов.

По словам одного из них, первый – применить стандартные рыночные ставки: взимать ежегодно 1/30 от цены аэродромного имущества. Вторая методика – рассчитывать аренду от сборов со взлет-посадок, рассказал первый собеседник. Третий метод должен помочь ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» (на его балансе числятся эти аэродромы) ремонтировать полосы без дополнительного привлечения бюджетных средств, добавляет сотрудник другого аэропорта, но деталей не уточняет. Эти предложения увеличат расходы аэродромов на инфраструктуру в десятки раз и приведут к росту цен на авиабилеты, негодует представитель «Шереметьево», который уже обратился в Минэкономразвития. Например, если взять за основу первую методику, то стоимость аренды в «Шереметьево» и «Домодедово» достигнет примерно 1 млрд руб. в год, у «Внуково» – около 700 млн руб., рассказывает сотрудник другого аэропорта. Вторая методика также приведет к росту цен в аэропортах, так как ФСТ устанавливает размер сборов из расчета стоимости аренды имущества и затрат на него, добавляет он.

Представитель «Шереметьево» считает, что нужно исходить не из стоимости аэродромного имущества, а из пассажиропотока и грузопотока аэропортов.

Необходимость принять единую методику возникла после того, как начался пересмотр ставок аренды в конце прошлого года. Тогда прошла переоценка госимущества. Первым процедуру пересмотра договора прошло «Домодедово». В соответствии с документом «Домодедово» платит 410 млн руб. в год. Это в 5 раз выше, чем «Внуково», и в 2 раза выше, чем «Шереметьево», говорит представитель аэропорта. Но до 2013 г. у «Домодедово» была самая низкая ставка – аэропорт платил всего 95 млн руб. в год. Поэтому топ-менеджеры «Шереметьево» опасались, что аренда аэродромной инфраструктуры для него будет выше, чем у конкурента. Пересмотра ожидает и «Внуково», которое в 2012 г. заплатило за аренду 10% от взлет-посадок, или около 80 млн руб., уточняет председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев. Все три аэропорта настаивают на равном и объективном подходе, сообщили их представители.

Методика находится в разработке – на совещании в Минэкономразвития звучали лишь предложения профильных ведомств и «Администрации гражданских аэродромов», уверяет директор департамента Минэкономразвития и президент "Международной ассоциации аэропортов" Александр Бородин. «Есть поручение премьера снизить стоимость билетов и, как следствие, аренду аэродромов. Разрабатывать документы, противоречащие друг другу, нелогично», – подчеркивает он.

Опасения аэропортов обоснованы, считает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. С одной стороны, государство, возможно, пытается снизить стоимость авиабилетов, с другой – есть острая нехватка средств на развитие авиаузла – $1 млрд. Вероятно, средства будут браться от крупнейших аэроузлов.